Рекомендации учителя-логопеда родителям будущих первоклассников
29.05.2020
Одним из
важных условий становления речи у ребёнка является овладение правильным звукопроизношением. Если
до поступления в школу у ребёнка нарушено произношение звуков, их
дифференциация (т.е. различение), ребёнку необходима помощь логопеда. Такие нарушения произношения звуков приводят к возникновению
ошибок в письменной речи, поскольку влияют на формирование фонематического
слуха, нарушение которого приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на
слух близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи (р–л, ш–с, ч–щ,
ц–с, б–п, т–ть и др.).
Обогащение словарного
запаса происходит в течение всей жизни. И чем больше ребёнок сумеет
«запасти» слов, тем богаче и выразительнее будет его собственная речь, тем
легче он будет понимать окружающих.
Лексический
состав языка представляет собой сложную систему, в которой слова объединены в
тематические группы. Важно, чтобы у детей были сформированы так
называемые «обобщающие» слова (фрукты, овощи, мебель, обувь и т.д.). Чем богаче
словарный запас ребёнка, тем точнее он может выразить свою мысль за счёт
подбора наиболее подходящих по смыслу слов. Умение подбирать и использовать в
речи синонимы (слова, близкие по смыслу) и антонимы (слова, противоположные по
смыслу) свидетельствуют о высоком уровне речевого развития ребёнка.
Качественный
рост словаря происходит за счёт усвоения новых значений уже знакомых слов. И
здесь неиссякаемый источник обогащения словаря – это пословицы, поговорки,
фразеологические обороты (т.е. овладение переносным смыслом слов и выражений).
Накопление
словарного запаса происходит не изолированно, а одновременно с
совершенствованием грамматического строя речи. Важен не сам по себе
богатый словарь, а умение активно пользоваться имеющимся словарём, и правильно
оформлять свои мысли, строя предложения разных грамматических конструкций.
Родителям
следует обратить внимание на следующие моменты:
Умеет ли
ребёнок правильно употреблять падежные окончания.
Может ли
он правильно образовывать формы единственного и множественного числа имён
существительных. Здесь важно отметить многообразие окончаний имён
существительных: -и, -ы (стол–столы, плащ–плащи), -а,
-я (дом–дома, глаз–глаза, дерево–деревья, стул–стулья), с
изменением слова (лоб–лбы, рот–рты, пень–пни, ухо–уши), не
изменяющиеся по числам (пальто, кенгуру, санки).
Согласование
прилагательных с существительными начинается с прилагательных мужского и
женского рода с ударными окончаниями (большой–большая, голубой–голубая). Затем
подбираются прилагательные с безударными окончаниями. Окончания прилагательных
среднего рода и множественного числа требуют особого внимания, т.к. являются
наиболее трудными для ребёнка.
Согласование
числительных один, одна, одно; два, две с существительными
формируется при усвоении категории рода имён существительных. Игры
«Весёлый счёт», «Лото», «У кого сколько?», счётный материал помогают детям
овладеть многообразием окончаний имён существительных при согласовании с
числительными 5 и другими (5 домов, зайцев, гусей, тарелок и т.д.).
Очень
важно научить ребёнка слышать предлоги и осознавать их смысловое значение, т.к.
только при этом условии малыш сможет правильно использовать «маленькие слова» в
собственной речи. Проверьте, понимает ли Ваш малыш значение предлогов
пространственного расположения и движения: на, под, в, за, из, с (со),
из-под, из-за, к, от, по и т.д.
Помимо
навыков словоизменения, ребёнку старшего дошкольного возраста необходимо научиться
образовывать новые слова:
Существительные
с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами (нос–носик–носище,
комар–комарик–комарище, дерево–деревце, перо–пёрышко, глаз–глазище).
Существительные,
обозначающие названия детёнышей животных и птиц (тигр-тигрёнок, заяц–зайчонок,
медведь–медвежонок, лев–львёнок, овца–ягнёнок)
Существительные,
обозначающие названия профессий (стекольщик, крановщик, танкист, пианист,
актёр, комбайнёр и др.).
Сложные
слова (мясорубка, садовод, газонокосилка).
Глаголы,
образованные с помощью приставок (приходить, уходить, выходить, заходить,
переходить, обходить и т.д.).
Прилагательные,
образованные от существительных (дерево–деревянный, пух-пуховый,
глина–глиняный, дуб–дубовый).
Прилагательные,
обозначающие принадлежность какому-либо лицу или животному (мамин, Петин,
лисий, кошачий, рыбий).
Связная
речь - умение формулировать
вопросы, развёрнуто и полно отвечать, запоминать и пересказывать небольшие
литературные произведения, описывать события из собственной жизни, делиться
своими впечатлениями от увиденного, составлять небольшой рассказ по картинке
или по серии сюжетных картин – вот, что необходимо уметь ребёнку, поступающему
в школу.
Последовательность
формирования навыка звукового анализа и синтеза такова:
Определение
наличия или отсутствия заданного звука в слове.
Определение первого, последнего звука в слове.
Определение
позиции звука в слове (начало, середина, конец).
Определение
количества звуков в слове, их последовательность, т.е. полный звуковой анализ
слова.
Определение
количества слогов в слове.
Развивайте мелкую
моторику ребенка: надо больше рисовать, раскрашивать, лепить из пластилина и
глины. Регулярная работа с
ребёнком предупредит появление у него многих школьных проблем. Успехов Вам!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 29.05.2020
Дата обновления: 29.05.2020
Дата публикации: 29.05.2020