Положение о педагогической диагностике

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о педагогической диагностике (далее Положение) в
МБДОУ «Карусель» с. Восточное (далее - ДОУ) разработано на основании:
o
Конвенцией о правах ребенка ООН,
o
Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 года №273-Ф3 "Об образовании",
o
Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»,
o
Приказом
Министерство Просвещения Российской Федерации от 31
июля 2020 г. N 373 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования» (в ред. Приказа Мин
просвещения РФ от 01.12.2022 N 1048),
o
Постановлением от 28 января 2021 г. N 2 «Об утверждении санитарных
правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,

o
Образовательной программой дошкольного образования (далее ОП ДО),
o
Уставом МБДОУ «Карусель» с. Восточное
1.2.
Педагогическая диагностика — это механизм, позволяющий выявить
индивидуальные особенности и перспективы развития ребенка, эффективность
педагогических действий и дальнейшее планирование образовательной деятельности.
1.2. Педагогическая диагностика связана с освоением воспитанниками ОП ДО и
заключается в анализе освоения ими содержания образовательных областей:
o
Физическое развитие;
o
Социально-коммуникативное развитие;
o
Познавательное развитие;
o
Речевое развитие;
o
Художественно-эстетическое развитие.
1.3. Педагогическая диагностика представляет собой систему сбора, анализа,
хранения
и накопления образовательных результатов, обеспечивающих непрерывность и
своевременную корректировку образовательного процесса.
1.4. Оценка физического развития проводится инструктором по физической
культуре. Оценка здоровья детей всех возрастных групп проводится старшей
медицинской сестрой, закрепленными за ДОУ.
1.5. При необходимости проводится психологическая диагностика развития детей
(выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей)
квалифицированными специалистами (педагогом-психологом).
1.6. Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия
его родителей (законных представителей).
2. Основные цели, задачи, функции и принципы педагогической диагностики
2.2. Цель педагогической диагностики – получить оперативные данные о текущем
реальном состоянии и тенденциях изменения объекта диагностирования.
2.3. Задачи педагогической диагностики:
o
Индивидуализация образования (в том числе поддержки ребенка,
построения его образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в
образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности);

o
Оптимизация работы с группой детей.
o
Совершенствование организации образовательного процесса.
2.4. Принципы педагогической диагностики:
o
Принцип последовательности и преемственности диагностики проявляется
в последовательном переходе от одних этапов, критериев и методов диагностики к другим
по мере развития, обучения и воспитания личности, в поэтапном усложнении и
углублении процесса диагностики.
o
Принцип
доступности
результатов
для
родителей
(законных
представителей) воспитанников, педагогов (непосредственно работающих с ребенком),
обобщенной информации для различных групп потребителей (педагогический совет,
экспертные комиссии).
o
Принцип научности (диагностическая работа опирается на научные
исследования, обосновывающие выбор изучаемых показателей, методы, сроки и
организацию обследования).
o
Принцип этичности (диагностика проводится с соблюдением эстетических
норм
и правил).
o
Принцип оптимальности (минимальными усилиями должно быть получено
достаточное количество диагностической информации).
o
Принцип непрерывности (педагогическая диагностика проводится на
протяжении всего периода пребывания ребенка в детском саду).
o
Принцип динамичности (педагогический инструментарий позволяет
в установленные краткие сроки провести педагогическую диагностику).
2.5. Педагогическая диагностика:
o
позволяет фиксировать уровень актуального развития дошкольника и
оценивать его динамику;
o
учитывает зону ближайшего развития ребенка по каждому из направлений;
o
позволяет рассматривать весь период развития ребенка как единый процесс
без условного разделения на разные возрастные этапы, «привязанные» к паспортному
возрасту, при этом учитывает возрастные закономерности развития, опираясь на оценку
изменений деятельности дошкольника;
o
учитывает представленные в Программе целевые ориентиры, но не
использует их
в качестве основания для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
3.Организация проведения педагогической диагностики
3.2. Педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития) позволяет
фиксировать уровень актуального развития дошкольника и оценивать его динамику;
учитывает зону ближайшего развития ребенка по каждому из направлений; позволяет
рассматривать весь период развития ребенка как единый процесс без условного
разделения на разные возрастные этапы, «привязанные» к паспортному возрасту, при
этом учитывает возрастные закономерности развития, опираясь на оценку изменений
деятельности
дошкольника;
учитывает
представленные
в Программе целевые ориентиры, но не использует их в качестве основания для их
формального сравнения с реальными достижениями детей.
3.3. Педагогическая диагностика осуществляется во всех возрастных группах два
раза в год – в начале и в конце учебного года. Фиксация результатов (входная и итоговая
диагностики) проводятся в сентябре и мае с 1 по 15 число месяца.
3.4. Распределение функций при оценке индивидуального развития ребенка:
o
старший воспитатель обеспечивает условия объективного проведения
оценки индивидуального развития ребенка (минимизируя риски субъективных оценок):
выбирает методики и параметры

оценки результатов, консультируют педагогов, испытывающих сложности в проведении
педагогической диагностики;
o
специалисты проводят педагогическую диагностику (музыкальный
руководитель, инструктор по физическому воспитанию) своего направления развития
личности воспитанников, педагог-психолог – психологическую диагностику при
необходимости, анализируют результаты, формулируют причины успехов или неудач,
намечают пути коррекции;
o
воспитатели проводят оценку индивидуального развития воспитанников,
анализируют результаты, формулируют причины успехов или неудач, намечают пути
коррекции.
3.5. Оценка индивидуального развития осуществляется:
o
при поступлении ребенка в учреждение (в течение двух месяцев);
o
в начале (сентябрь) и в конце учебного года (май) – в целях определения
динамики развития ребенка;
o
в случаях обращения родителей (законных представителей) ребенка.
3.6. Педагогическая
диагностика
(оценка
индивидуального
развития)
осуществляется через наблюдение, беседы, продукты детской деятельности, специальные
диагностические ситуации.
3.7. Фиксация показателей развития выражается в форме:
o
показатель сформирован (достаточный уровень «+») - наблюдается
в самостоятельной деятельности ребенка, в совместной деятельности со взрослым;
o
показатель в стадии формирования (уровень близкий к достаточному «0»)
- проявляется неустойчиво, чаще при создании специальных ситуаций, провоцирующих
его проявление: ребенок справляется с заданием с помощью наводящих вопросов
взрослого, дает аналогичные примеры;
o
показатель не сформирован (недостаточный уровень «-») - не проявляется ни
в одной из ситуаций, на все предложения взрослого ребенок не дает положительного
ответа,
не
в состоянии выполнить задание самостоятельно.
Оценки «достаточный уровень» и «близкий к достаточному», отражают состояние
возрастной нормы развития.
Преобладание оценок «достаточный уровень» свидетельствует об успешном
развитии ребенка.
Если по каким-то направлениям преобладают оценки «недостаточный уровень»,
следует усилить индивидуальную работу с ребёнком по данному направлению с учётом
выявленных проблем, а также при взаимодействии с семьей по реализации
Образовательной программы.
3.8. На основании полученных результатов в начале учебного года педагоги
проектируют образовательную деятельность с детьми каждой возрастной группы и
планируют индивидуальную траекторию развития по образовательным областям
обучающихся с особыми образовательными потребностями.
3.9. В конце учебного года организуется итоговая диагностика, проводится
сравнительный анализ результатов на начало и конец учебного года, показывающий
эффективность педагогических воздействий. По результатам педагогической диагностики
с учётом выявленных проблем проводится проектирование педагогического процесса на
новый учебный год, а также организация методической работы с педагогами.
3.10. По результатам педагогической диагностики (оценки индивидуального
развития) заполняются индивидуальные карты развития ребенка и предоставляются
воспитателями всех возрастных групп и специалистами ДОУ старшего воспитателя
(заместителю заведующего по ВМР).
4 Инструментарий педагогической диагностики

4.1. Для проведения педагогической диагностики используются параметры
педагогической диагностики индивидуального развития детей от 2 до 7 лет.
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в
спонтанной и специально организованной деятельности.
Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского
развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития
каждого обучающегося (воспитанника) по пяти образовательным областям ФГОС ДО в
ходе:
— коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и
поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов,
лидерства и пр.);
— игровой деятельности;
— познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей,
познавательной активности);
— проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности
и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
— художественной деятельности;
— физического развития.
Наблюдение осуществляется педагогом во всех естественно возникающих
образовательных ситуациях: в группе, на прогулке, во время прихода в учреждение и
ухода из него. Обязательным условием успешного проведения педагогической
диагностики является отсутствие противопоставления повседневного педагогического
общения с ребенком и диагностического общения.
На основании полученных результатов в начале учебного года педагоги проектируют
образовательную деятельность с детьми каждой возрастной группы и планируют
индивидуальную траекторию развития по образовательным областям обучающихся
(воспитанников) с особыми образовательными потребностями
В конце учебного года организуется итоговая диагностика, проводится сравнительный
анализ результатов на начало и конец учебного года, показывающий эффективность
педагогических воздействий.
По результатам педагогической диагностики с учётом выявленных проблем проводится
проектирование педагогического процесса на новый учебный год, а также организация
методической работы с педагогами
4.2. В качестве основных методов, позволяющих выявить степень реализации
программы
и оценить уровень развития детей, в условиях ДОУ используются:
o
наблюдение, которое дополняется свободным общением педагога с детьми,
беседами, играми, рассматриванием картинок;
o
специально организованные диагностические занятия в период,
определенный образовательной программой дошкольного учреждения для мониторинга;
o
изучение продуктов деятельности детей;
o
беседы с родителями.
4.3. Обследование проводится обязательно в игровой форме.
4.4. Наблюдение осуществляется педагогом во всех естественно возникающих
образовательных ситуациях: в группе, на прогулке, во время прихода в ДОУ и ухода из
него.
5. Ответственность должностного лица, осуществляющего педагогическую
диагностику
5.1. Должностное лицо, осуществляющее педагогический мониторинг в ДОУ, несет
ответственность за:

o
тактичное отношение к каждому ребенку во время проведения
диагностических мероприятий, создание для каждого воспитанника ситуации успеха;
o
ознакомление с итогами обследования воспитанников, соответствующих
должностных лиц (в рамках их должностных полномочий);
o
соблюдение конфиденциальности;
o
качество проведения обследования воспитанников;
o
доказательность выводов по итогам диагностирования воспитанников;
o
оформление соответствующей документации по итогам проведения
диагностических мероприятий в установленные сроки
6.
Контроль
6.1. Контроль проведения и объективности оценки индивидуального развития
ребенка осуществляется старшим воспитателем (методистом, заместителем заведующего
по ВМР) посредством следующих форм:
o
ежедневный текущий контроль;
o
тематический контроль;
o
оперативный контроль.
Виды деятельности в рамках контроля: посещение и анализ образовательной
деятельности, режимных моментов, обсуждение результатов с педагогом.
7. Документация
7.1. Педагогические работники, осуществляющие педагогическую диагностику:
o
заполняют диагностические карты по пяти образовательным областям на
начало и конец учебного года;
o
проводят количественный и качественный анализ по каждой области, а
также обобщающую справку по результатам диагностирования;
o
справки в установленные сроки предоставляются старшему воспитателю
(методисту, заместителю заведующего по ВМР), который обобщает результаты
диагностирования по ДОУ.
o
на начало учебного года педагоги разрабатывают индивидуальные
траектории развития или программы работы с одаренными воспитанниками и детьми с
особыми образовательными потребностями.
7.2. Диагностические карты хранятся у педагогов в течение 5-ти лет, аналитический
материал
–
в методическом кабинете.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».