Положение о развивающей предметно-пространственной среде

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о развивающей предметно-пространственной среде
разработано в соответствии:
- с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29
декабря 2012г. № 273-ФЗ,
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г.
№ 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования» (с изменениями и дополнениями от 21
января 2019 г., 8 ноября 2022 г.)
- Санитарно - эпидемиологическими требованиями к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи CП 2.4.3648-20,
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации общественного
питания населения СанПиН 2.3/2.4.3590 - 20, Санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиеническими нормативами и требованиями к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания».
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва "Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам
дошкольного образования".
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября
2022г. №1022 «Об утверждении Федеральной адаптированной образовательной
программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья».
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября
2022г. №1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы
дошкольного образования».
- Письма Минпросвещения России от 13.02.2023 N ТВ-413/03 "О направлении
рекомендаций" (вместе с "Рекомендациями по формированию инфраструктуры
дошкольных образовательных организаций и комплектации учебнометодических материалов в целях реализации образовательных программ
дошкольного образования содержание").
1.2.
Развивающая
предметно-пространственная
среда
обеспечивает
максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОО
(группы, участка1) и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей
дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного
1

Участок – территория, прилегающая к Организации, функционирующей в режиме свыше 5 часов, или находящаяся на
небольшом удалении, и представляющая собой открытую зону, приспособленную для реализации программы.

этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции
недостатков их развития.
2.Требования к развивающей предметно-пространственной среде
2.1 Развивающая
предметно-пространственная среда
(РППС) - часть
образовательной среды, представленная специально организованным
пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и
инвентарем для развития детей в соответствии с особенностями каждого
возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и
коррекции
недостатков
их
развития,
приобретение
обновляемых
образовательных ресурсов, в том числе расходных материалов, подписки на
актуализацию электронных ресурсов, подписки на техническое сопровождение
деятельности средств обучения и воспитания, спортивного, оздоровительного
оборудования, инвентаря, оплату услуг связи, в том числе расходов, связанных
с подключением к информационно-телекоммуникационной сети Интернет
(пункт 3.3 ФГОС ДО).
Средства обучения и воспитания - приборы, оборудование, включая спортивное
оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебнонаглядные
пособия,
учебно-методические
комплекты,
компьютеры,
информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и
аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и
информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для
организации образовательной деятельности (пункт 26 статьи 2 Закона об
образовании).
2.
Развивающая предметно-пространственная среда ДОО (дошкольной
группы, участка) должна обеспечивать:
- реализацию различных образовательных программ, используемых в
образовательном процессе ДОО;
- в случае организации инклюзивного образования – необходимые для него
условия;
- учёт национально-культурных, климатических условий, в которых
осуществляется образовательный процесс;
- учёт возрастных особенностей детей.
2.3
При реализации образовательной программы ДОО в различных
организационных моделях и формах РППС должна соответствовать:
- ФОП ДО;
- материально-техническим и медико-социальным условиям пребывания детей
в ДОО;
- возрастным особенностям детей;
3

- требованиям безопасности и надежности при использовании согласно
действующим санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам;
- требованиям безопасности и надежности при использовании согласно
действующему законодательству в сфере технического регулирования,
стандартизации и оценке соответствия продукции, защите прав потребителей.
Определяя наполняемость РППС, следует помнить о концептуальной
целостности образовательного процесса. Для реализации содержания каждого
из направлений развития и образования детей ФГОС ДО
определяет пять образовательных областей:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Принимая во внимание интегративный характер образовательных
областей, игрушки, оборудование и прочие материалы для реализации
содержания одной образовательной области могут использоваться и в ходе
реализации содержания других областей, каждая из которых соответствует
детским видам деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной,
познавательно-исследовательской,
изобразительной,
конструирования,
восприятия художественной литературы и фольклора, музыкальной и др.), в
том числе для
детей с ОВЗ.
2.4
Развивающая предметно-пространственная среда ДОО (группы) должна
быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной,
вариативной, доступной и безопасной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям
детей и содержанию образовательной программы дошкольного образования,
адаптированной образовательной программы дошкольного образования для
детей с задержкой психического развития (далее – Программа).
Образовательное пространство ДОО (группы, участка) должно быть
оснащено
средствами
обучения
(в
том
числе
техническими),
соответствующими материалами, в том числе, расходными игровым,
спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со
спецификой Программы, а также рекомендациями по формированию
инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и комплектации
учебно-методических материалов в целях реализации образовательных
программ дошкольного образования).
4

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов,
оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех
категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям
материалами (в том числе с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики,
участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметнопространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Для детей раннего возраста образовательное пространство должно
предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения,
предметной и игровой деятельности с разными материалами.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений
предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной
ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3) Полифункциональность материалов предполагает:
- возможность разнообразного использования различных составляющих
предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и
т.д.;
- наличие в ДОО (в группе) полифункциональных (не обладающих жёстко
закреплённым способом употребления) предметов, в том числе, природных
материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности
(в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4) Вариативность среды предполагает:
наличие в ДОО (группе) различных пространств (для игры, конструирования,
уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и
оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых
предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и
исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает:
- доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов,
всех помещений ДОО, где осуществляется образовательный процесс;
- свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детейинвалидов, посещающих ДОО (группу), к играм, игрушкам, материалам,
пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- исправность и сохранность материалов и оборудования.
5

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие
всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их
использования.
Развивающая предметно-пространственная среда в группах и на участке
ДОО должна основываться на рекомендациях по организации инфраструктуры
ДОО в виде центров:
 В группах раннего возраста создаются 6 центров детской
активности:
1. Центр двигательной активности для развития основных движений детей.
2. Центр сенсорики и конструирования для организации предметной
деятельности и игры с составными и динамическими игрушками, освоения
детьми сенсорных эталонов формы, цвета, размера.
3. Центр для организации предметных и предметно-манипуляторных игр,
совместных игр со сверстниками под руководством взрослого.
4. Центр творчества и продуктивной деятельности для развития восприятия
смысла музыки, поддержки интереса к рисованию и лепке, становлению
первых навыков продуктивной деятельности, освоения возможностей
разнообразных изобразительных средств.
5. Центр познания и коммуникации (книжный уголок), восприятия смысла
сказок, стихов, рассматривания картинок.
6. Центр экспериментирования и труда для организации экспериментальной
деятельности с материалами и веществами (песок, вода, тесто и др.), развития
навыков самообслуживания и становления действий с бытовыми предметамиорудиями (ложка, совок, лопатка и пр.).
 В группах для детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет)
предусматривается следующий комплекс из 12 центров детской
активности:
1. Центр двигательной активности (ориентирован на организацию игр средней
и малой подвижности в групповых помещениях, средней и интенсивной
подвижности в физкультурном и музыкальном залах, интенсивной
подвижности на групповых участках, спортивной площадке, всей территории
детского сада) в интеграции с содержанием образовательных областей
"Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Речевое
развитие".
2. Центр безопасности, позволяющий организовать образовательный процесс
для развития у детей навыков безопасности жизнедеятельности в интеграции
содержания образовательных областей "Физическое развитие",
6

"Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное
развитие".
3. Центр игры, содержащий оборудование для организации сюжетно-ролевых
детских игр, предметы-заместители в интеграции с содержанием
образовательных областей "Познавательное развитие", "Речевое развитие",
"Социально-коммуникативное
развитие",
"Художественно-эстетическое
развитие" и "Физическое развитие".
4. Центр конструирования, в котором есть разнообразные виды строительного
материала и детских конструкторов, бросового материала схем, рисунков,
картин, демонстрационных материалов для организации конструкторской
деятельности детей в интеграции с содержанием образовательных областей
"Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное
развитие" и "Художественно-эстетическое развитие".
5. Центр логики и математики, содержащий разнообразный дидактический
материал и развивающие игрушки, а также демонстрационные материалы для
формирования элементарных математических навыков и логических операций
в интеграции с содержанием образовательных областей "Познавательное
развитие", "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие".
6. Центр экспериментирования, организации наблюдения и труда, игровое
оборудование, демонстрационные материалы и дидактические пособия
которого способствуют реализации поисково-экспериментальной и трудовой
деятельности детей в интеграции с содержанием образовательных областей
"Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное
развитие".
7. Центр познания и коммуникации детей, оснащение которого обеспечивает
расширение кругозора детей и их знаний об окружающем мире во
взаимодействии детей со взрослыми и сверстниками в интеграции с
3.Формирование предметно-пространственной среды ДОУ
3.1. ДОО самостоятельно выбирает и приобретает средства обучения, в том
числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные),
игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь в соответствии
с содержанием Программы и с наличием сертификата качества приобретаемого
материала и оборудования.

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».