развитии дошкольника является такое явление, как инициативность. Наблюдая за тем, как ребенок проявляет инициативность в деятельности, можно говорить о нормальном, опережающем или запаздывающем развитии. 2.3. Система мониторинга достижений детьми планируемых результатов освоения ОП ДО и АОП ДО включает инструментарий, который предлагает оценку развития детей по пяти образовательным областям в соответствии с ФГОС ДО. Основой инструментария являются методические пособия «Автоматизированная диагностика индивидуального развития детей дошкольного возраста от 2 до 7 лет в соответствии с ФОП ДО», «Автоматизированная диагностика индивидуального развития детей 4-5, 5-6, 6-7 лет с ТНР в соответствии с ФАОП ДО», позволяющие педагогам оперативно фиксировать, интерпретировать и использовать результаты наблюдений за детьми при проектировании образовательного процесса. 2.4. Основные принципы системы оценки индивидуального развития детей является: - комплектность; - непрерывность; - диагностичность (наличие карт диагностики с критериями оценки); - доступность результатов по запросу для родителей (законных представителей) воспитанников, педагогов (непосредственно работающих с ребенком), обобщение информации (диаграммы/карты развития) для различных групп потребителей (педагогический совет, ППк ДОУ). 3. Организация и порядок проведения сбора, обработки и анализа информации о развитии ребенка. 3.1. Оценка индивидуального развития ребенка осуществляется в течение всего времени пребывания ребенка в ДОУ, фиксируется 2 раза в год – сентябрь, апрель/май. А также в случаях обращения родителей (законных представителей) ребенка. 3.2. Результаты оценки индивидуального развития ребенка заполняются воспитателями возрастной группы, инструктором по физической культуре и музыкальным руководителем, а в группах компенсирующей направленности и учителями-логопедами в единую форму и предоставляются заместителю заведующего по воспитательной и методической работе в виде отчета развития детей возрастной группы. В конце учебного года проводится сравнительный анализ результативности образовательного процесса и на основе анализа ставятся задачи для планирования индивидуальной образовательной деятельности с ребенком на следующий учебный год. 3.3. Распределение функций при оценке индивидуального развития ребенка: - заместитель заведующего по воспитательной и методической работе обеспечивает условия объективного проведения оценки индивидуального развития ребенка (минимизируя риски субъективных оценок: консультирует педагогов, испытывающих сложности в проведении педагогической диагностики; - педагоги ДОУ проводят оценку индивидуального развития воспитанников, анализируют результаты, формируют причины успехов или неудач, намечают пути коррекции (строят индивидуальный образовательный маршрут при необходимости). 3.4. Формой отчета проведения сбора и обработки информации является аналитическая справка, которая предоставляется не позднее семи дней с момента завершения мониторинга. 3.5. Данные, полученные в результате мониторинговых исследований, отражаются в анализе выполнения годового плана, отчете о результатах самообследования и других отчетных документах детского сада. 3.6. По итогам мониторинга проводятся заседания педагогического совета, административные и педагогические совещания. По окончании учебного года, на основании аналитических справок по итогам мониторинга, определяется эффективность проведенной работы, сопоставление с нормативными показателями, определяются проблемы, пути их решения и приоритетные задачи дошкольного образовательного учреждения для реализации в новом учебном году. 4. Инструментарий оценки индивидуального развития ребенка. 4.1. Оценка индивидуального развития осуществляется через наблюдения, беседы, анализ продуктов детской деятельности, специальные педагогические ситуации, организуемые педагогами. 4.2. В Приложении № 1 содержатся подробное описание педагогической диагностики с приложением инструментария, которым пользуется педагогический коллектив при проведении диагностики (критерии, показатели, индикаторы, таблицы и т.д.). 4.3. Инструментарий диагностики должен быть надёжным и валидным. В ДОУ используются: «Автоматизированная диагностика индивидуального развития детей дошкольного возраста от 2 до 7 лет в соответствии с ФОП ДО», «Автоматизированная диагностика индивидуального развития детей 4-5, 5-6, 6-7 лет с ТНР в соответствии с ФАОП ДО», автор О.Н.Яковлева. 4.4. На уровне сбора, обработки и анализа информации о развитии ребенка предусмотрены следующие решения, т.е. применяются электронные таблицы, унифицированные карты с автоматическим подсчетом результатов, построением графиков, диаграмм и т.д. 4.5. Информация, выявленная в ходе диагностики и анализа ее результатов должна применяться педагогами для планирования и корректировки образовательных задач, а также для разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов. 5. Порядок сбора, обработки и анализа информации о развитии ребенка с привлечением заинтересованных сторон на основе показателей качества для групп ДОО. 5.1. С целью формирования механизма единой системы сбора, обработки и анализа информации о развитии ребенка, о состоянии системы образования ДОУ предусмотрено вовлечение заинтересованных сторон (родителей воспитанников). Информация, поступившая от родителей об индивидуальном развитии каждого ребенка, позволит обеспечить комфортные условия для проведения педагогического мониторинга и получить достоверные данные. 5.2. Вовлечение родителей обеспечит системную работу по изучению развития воспитанников, выявлению их индивидуальных потребностей и возможностей, интересов и инициатив, а также потребностей родителей. 5.3. Для достижения первого уровня по показателям качества достаточно ограничиться сбором внешней информации о развитии ребёнка (Приложение № 2), который предусмотрен Правилами приема на обучение. Родители на этом уровне могут предоставить медицинское заключение (где указана информация о физическом развитии и здоровье ребенка), а также заключение ТПМПК. 5.4. Для достижения качества второго уровня необходимо, чтобы контекстная информация о развитии ребенка в семье, о его интересах и индивидуальных особенностях собиралась с участием родителей (Приложение № 3). Для этого необходимы анкеты, опросники в группах и т.д., которые направлены как раз на выявление более конкретной информации о ребенке, которой могут воспользоваться воспитатели в целях развития качеств личности воспитанников, индивидуализации образования. Данные анкеты, бланки, опросники должны быть заполнены, а педагоги в ходе опроса должны показать, где и как используют эту информацию. 5.5. На третьем уровне необходимо, чтобы результаты развития воспитанников регулярно обсуждались с их родителями для углубления понимания процессов развития. Обсуждение может происходить индивидуально с родителями детей, на собрании, если результаты наблюдения показывают общие тенденции по группе, либо в ходе заседания ППк, если результаты наблюдения говорят о необходимости разработки индивидуального образовательного маршрута. Кроме того, на этом же уровне качества предполагается, что в старших и подготовительных группах результаты наблюдения, достижения детей обсуждаются с воспитанниками группы. Отражение этого обсуждения можно найти в продуктах деятельности по результатам организации образовательной деятельности в режимных моментах. 5.6. На четвертом уровне качества необходимо, чтобы педагоги вели дневники наблюдений за ребенком, родители участвовали в сборе необходимой информации о развитии ребенка с целью совершенствования образовательной деятельности ДОУ. Напр., родители ведут листы наблюдений за развитием ребенка. 5.7. На пятом уровне в ДОУ реализуется Политика изучения детского развития воспитанников ДОО, нацеленная на углубление понимания происходящих психофизиологических процессов развития, а также сферы интересов и инициативы воспитанников. 6. Документация и хранение информации. 6.1. Диагностический материал, карты развития хранятся у воспитателей и специалистов ДОУ. Обновляется по мере необходимости. 6.2. Результаты общей диагностики освоения детьми программных требований, уровня развития детей заносятся в сводную таблицу и хранятся у зам.зав по ВМР. 6.3. Карты развития воспитанников ДОУ по результатам мониторинга и хранятся в группе. 6.4. Порядок хранения информации о результатах на бумажных и (или) электронных носителях регламентируется следующими документами: - законом от 27.07 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»; - законом от 27.07.2006г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации». 6.5. ДОУ обязан обеспечить хранение сводных листов мониторинга по возрастным группам на бумажных носителях до 5 лет. 7. Заключительные положения. 7.1. Настоящий Порядок сбора, обработки и анализа информации о развитии ребенка с привлечением для сбора информации заинтересованных сторон является локальным нормативным актом и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением. 7.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящий Порядок, оформляются в письменной форме в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. 7.3. Данный Порядок принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к принимаются в порядке, предусмотренном п.7.1. настоящего Порядка/Регламента. 7.4. После принятия Порядка (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу. Приложение № 1. ДИАГНОСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА с учетом методического пособия «Автоматизированная диагностика индивидуального развития детей дошкольного возраста от 2 до 7 лет в соответствии с ФОП ДО», «Автоматизированная диагностика индивидуального развития детей 4-5, 5-6, 6-7 лет с ТНР в соответствии с ФАОП ДО» Автоматизированная диагностика индивидуального развития детей 2-3 лет в соответствии с ФОП ДО Предлагаемое пособие разработано с целью оптимизации образовательного процесса в любом учреждении, работающим с группой детей с 2 до 3 лет. Система педагогической диагностики содержит 5 образовательных областей, соответствующих Федеральной образовательной программой дошкольного образования (приказ Министерства просвещения РФ от 25.11.2022 года) и Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения. Содержание папки «Педагогическая диагностика индивидуального развития ребёнка 2-3 лет»: ОО Социальнокоммуникативное развитие Познавательное развитие Наименование Социально-коммуникативное развитие Педагог Воспитатель Сенсорные эталоны и познавательные действия. Математические представления Окружающий мир. Природа Речевое развитие Обобщение результатов педагогической диагностики по направлениям ОО «Познавательное развитие» Формирование словаря Воспитатель Звуковая культура речи Художественноэстетическое развитие Физическое развитие Грамматический строй речи Связная речь. Интерес к художественной литературе. Обобщение результатов педагогической диагностики по направлениям ОО «Речевое развитие» Приобщение к искусству Воспитатель Изобразительная деятельность. Конструктивная деятельность. Музыкальная деятельность. муз.рук Театрализованная и культурно-досуговая Воспитатель деятельность Воспитатель, муз.рук Обобщение результатов педагогической диагностики по направлениям ОО «Художественно-эстетическое развитие» Основная гимнастика. Подвижные и спортивные Воспитатель игры. Спортивные упражнения. (физ.рук - при наличии) Формирование основ здорового образа жизни. Обобщение результатов педагогической диагностики по направлениям ОО «Физическое развитие» Обобщение результатов педагогической диагностики по всем образовательным областям на 202__/202____ учебный год Воспитатель Муз.рук-ль (физ.рук - при наличии) Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребёнком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям: низкий уровень — 1 балл — ребёнок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает; низко-средний уровень — 2 балла — ребёнок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки; средний уровень —3 балла ребёнок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого; средне-высокий уровень — 4 балла ребёнок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки: высокий уровень 5 баллов ребёнок выполняет все параметры оценки самостоятельно. Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год, если другое не предусмотрено в образовательной организации, — в начале и конце учебного года. Для проведения сравнительного анализа используется автоматический подсчёт средних значений по достижениям конкретного ребёнка и по отдельному параметру оценивания каждой образовательной области. Технология работы с таблицами проста и включает три этапа. Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются цифры (баллы, уровни) в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем таблица сама считает итоговый показатель по каждому ребёнку. Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребёнка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения адаптированной программы, так как отражает, насколько качественно ребёнок усвоил данную образовательную область. Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, также автоматически в таблице подсчитывается итоговый показатель по группе. Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций, а также для ведения учёта общегрупповых промежуточных результатов освоения образовательной программы, так как отражает качество образования в группе по данной образовательной области (правый нижний угол). Двухступенчатая система педагогической диагностики (мониторинга) позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и своевременно определять детей с проблемами в усвоении материала при групповой форме работы. Это позволяет разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты и оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов и родителей в аспекте повышения их психологопедагогической компетенции в вопросах обучения и воспитания, что регламентировано ФОП ДО, ФГОС ДО и Стандартом педагога. Этап 3. Получив средние значения по параметрам развития ребёнка (по строке), по параметрам оценки образовательной области (по столбцу), по общему результату по образовательной области (правый нижний угол) или же качеству образования в группе в целом (Указанные интервалы средних значений носят рекомендательный характер, так как получены с помощью применяемых к психолого-педагогических исследованиях психометрических процедур, и будут уточняться по мере поступления результатов педагогической диагностики (мониторинга) детей данного возраста.) Средние значения больше 3,8 указывают на нормативные варианты развития ребёнка (оценка по строкам) / достаточный уровень реализации содержания адаптированной программы ДОО (оценка по столбцам). Средние значения в интервале от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребёнка социального и/или органического генеза (оценка по строкам), а также незначительных трудностей в организации педагогического процесса в группе (оценка по столбцам). Средине значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребёнка возрасту (оценка по строкам), а также о необходимости корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру / данной образовательной области (оценка по столбцам). Для удобства оценивания педагогического процесса выделены отдельные таблицы для записи средних значений по направлениям, часть из которых объединена для удобства диагностики, в каждой образовательной области, что позволяет сформулировать выводы и перспективные задачи коррекционно-развивающей работы. Выводы формулируются па основании анализа всех параметров оценки по образовательной области, а также общего уровня усвоения образовательной области и ее отдельных направлений. Наличие автоматический обработки результатов педагогической диагностики образовательного процесса оптимизирует храпение и сравнение результатов каждого ребёнка и позволяет своевременно оптимизировать педагогический процесс в группе. Таким образом, данный диагностический подход позволяет не только оценить индивидуальные особенности развития ребёнка, но и определить успешность реализации педагогического процесса. Это обеспечивает командный подход и полное взаимодействие воспитателей и специалистов в рамках реализации образовательных областей ФОП ДО. Автоматизированная диагностика индивидуального развития детей 3-4 лет в соответствии с ФОП ДО Предлагаемое пособие разработано с целью оптимизации образовательного процесса в любом учреждении, работающим с группой детей с 3 до 4 лет. Система педагогической диагностики содержит 5 образовательных областей, соответствующих Федеральной образовательной программой дошкольного образования (приказ Министерства просвещения РФ от 25.11.2022 года) и Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения. Содержание папки «Педагогическая диагностика индивидуального развития ребёнка 3-4 лет»: Социальнокоммуникативное развитие Познавательное развитие Социальные отношения. Формирование основ Воспитатель гражданственности и патриотизма. Трудовое воспитание Формирование безопасного поведения Обобщение результатов педагогической диагностики по направлениям ОО «Социально-коммуникативное развитие» Сенсорные эталоны и познавательные действия. Воспитатель Математические представления Окружающий мир. Природа. Речевое развитие Обобщение результатов педагогической диагностики по направлениям ОО «Познавательное развитие» Формирование словаря Воспитатель Звуковая культура речи Художественноэстетическое развитие Физическое развитие Грамматический строй речи Связная речь Подготовка к обучению грамоте Интерес к художественной литературе Обобщение результатов педагогической диагностики по направлениям ОО «Речевое развитие» Приобщение к искусству Воспитатель Изобразительная деятельность Конструктивная деятельность Музыкальная деятельность муз.рук Театрализованная и культурно-досуговая деятельность Обобщение результатов педагогической диагностики по направлениям ОО «Художественно-эстетическое развитие» Основная гимнастика. Подвижные и Воспитатель спортивные игры. Спортивные упражнения (физ.рук - при наличии) Формирование основ здорового образа жизни. Активный отдых. Обобщение результатов педагогической диагностики по направлениям ОО «Физическое развитие» Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребёнком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям: низкий уровень — 1 балл — ребёнок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает; низко-средний уровень — 2 балла — ребёнок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки; средний уровень 3 балла ребёнок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого; средне-высокий уровень 4 балла ребёнок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки: высокий уровень 5 баллов ребёнок выполняет все параметры оценки самостоятельно. Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год, если другое не предусмотрено в образовательной организации, — в начале и конце учебного года. Для проведения сравнительного анализа используется автоматический подсчёт средних значений по достижениям конкретного ребёнка и по отдельному параметру оценивания каждой образовательной области. Технология работы с таблицами проста и включает три этапа. Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются цифры (баллы, уровни) в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем таблица сама считает итоговый показатель по каждому ребёнку. Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребёнка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения адаптированной программы, так как отражает, насколько качественно ребёнок усвоил данную образовательную область. Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, также автоматически в таблице подсчитывается итоговый показатель по группе. Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций, а также для ведения учёта общегрупповых промежуточных результатов освоения образовательной программы, так как отражает качество образования в группе по данной образовательной области (правый нижний угол). Двухступенчатая система педагогической диагностики (мониторинга) позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и своевременно определять детей с проблемами в усвоении материала при групповой форме работы. Это позволяет разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты и оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов и родителей в аспекте повышения их психологопедагогической компетенции в вопросах обучения и воспитания, что регламентировано ФОП ДО, ФГОС ДО и Стандартом педагога. Этап 3. Получив средние значения по параметрам развития ребёнка (по строке), по параметрам оценки образовательной области (по столбцу), по общему результату по образовательной области (правый нижний угол) или же качеству образования в группе в целом (Указанные интервалы средних значений носят рекомендательный характер, так как получены с помощью применяемых к психолого-педагогических исследованиях психометрических процедур, и будут уточняться по мере поступления результатов педагогической диагностики (мониторинга) детей данного возраста.) Средние значения больше 3,8 указывают на нормативные варианты развития ребёнка (оценка по строкам) / достаточный уровень реализации содержания адаптированной программы ДОО (оценка по столбцам). Средние значения в интервале от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребёнка социального и/или органического генеза (оценка по строкам), а также незначительных трудностей в организации педагогического процесса в группе (оценка по столбцам). Средине значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребёнка возрасту (оценка по строкам), а также о необходимости корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру / данной образовательной области (оценка по столбцам). Для удобства оценивания педагогического процесса выделены отдельные таблицы для записи средних значений по направлениям, часть из которых объединена для удобства диагностики, в каждой образовательной области, что позволяет сформулировать выводы и перспективные задачи коррекционно-развивающей работы. Выводы формулируются па основании анализа всех параметров оценки по образовательной области, а также общего уровня усвоения образовательной области и ее отдельных направлений. Наличие автоматический обработки результатов педагогической диагностики образовательного процесса оптимизирует храпение и сравнение результатов каждого ребёнка и позволяет своевременно оптимизировать педагогический процесс в группе. Таким образом, данный диагностический подход позволяет не только оценить индивидуальные особенности развития ребёнка, но и определить успешность реализации педагогического процесса. Это обеспечивает командный подход и полное взаимодействие воспитателей и специалистов в рамках реализации образовательных областей ФОП ДО. Инструментарий педагогической диагностики Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые вы используете для определения уровня сформированности у ребенка того или иного параметра оценки. Следует отметить, что часто в период проведения педагогической диагностики данные ситуации, вопросы и поручения могут повторяться, с тем чтобы уточнить качество оцениваемого параметра. Это возможно, когда ребенок длительно отсутствовал в группе или когда имеются расхождения в оценке определенного параметра между педагогами, работающими с этой группой детей. Музыкальные и физкультурные руководители, педагоги дополнительного образования принимают участием обсуждении достижений детей группы, но разрабатывают свои диагностические критерии в соответствии со своей должностной инструкцией и направленностью образовательной деятельности. Важно отметить, что каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем чтобы достичь определенной точности. Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных образовательных областей. Основные диагностические методы педагога образовательной организации: наблюдение; проблемная (диагностическая) ситуация; беседа. Формы проведения педагогической диагностики: индивидуальная; подгрупповая; групповая. Обратите внимание, что диагностируемые параметры могут быть расширены/сокращены в соответствии с потребностями конкретного учреждения, поэтому описание инструментария педагогической диагностики в разных образовательных организациях будет различным. Это объясняется разным наполнением развивающей среды учреждений, разным контингентом воспитанников, разными приоритетными направлениями образовательной деятельности конкретной организации. Автоматизированная диагностика индивидуального развития детей 4-5 лет в соответствии с ФОП ДО Предлагаемое пособие разработано с целью оптимизации образовательного процесса в любом учреждении, работающим с группой детей с 4 до 5 лет. Система педагогической диагностики содержит 5 образовательных областей, соответствующих Федеральной образовательной программой дошкольного образования (приказ Министерства просвещения РФ от 25.11.2022 года) и Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения. Содержание папки «Педагогическая диагностика индивидуального развития ребёнка 4-5 лет»: Социальнокоммуникативное развитие Познавательное развитие Социальные отношения. Воспитатель Формирование основ гражданственности и патриотизма. Трудовое воспитание Формирование безопасного поведения Обобщение результатов педагогической диагностики по направлениям ОО «Социально-коммуникативное развитие» Сенсорные эталоны и Воспитатель познавательные действия. Математические представления Окружающий мир. Природа. Речевое развитие Художественноэстетическое развитие Физическое развитие Обобщение результатов педагогической диагностики по направлениям ОО «Познавательное развитие» Формирование словаря Воспитатель Грамматический строй речи Связная речь Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте Интерес к художественной литературе Обобщение результатов педагогической диагностики по направлениям ОО «Речевое развитие» Приобщение к искусству Воспитатель Изобразительная деятельность Конструктивная деятельность Музыкальная деятельность муз.рук Театрализованная и культурнодосуговая деятельность Обобщение результатов педагогической диагностики по направлениям ОО «Художественно-эстетическое развитие» Основная гимнастика. Воспитатель Подвижные и спортивные игры. (физ.рук - при наличии) Спортивные упражнения Формирование основ здорового образа жизни. Активный отдых. Обобщение результатов педагогической диагностики по направлениям ОО «Физическое развитие» Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребёнком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям: низкий уровень — 1 балл — ребёнок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает; низко-средний уровень — 2 балла — ребёнок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки; средний уровень 3 балла ребёнок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого; средне-высокий уровень 4 балла ребёнок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки: высокий уровень 5 баллов ребёнок выполняет все параметры оценки самостоятельно. Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год, если другое не предусмотрено в образовательной организации, — в начале и конце учебного года. Для проведения сравнительного анализа используется автоматический подсчёт средних значений по достижениям конкретного ребёнка и по отдельному параметру оценивания каждой образовательной области. Технология работы с таблицами проста и включает три этапа. Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются цифры (баллы, уровни) в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем таблица сама считает итоговый показатель по каждому ребёнку. Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребёнка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения адаптированной программы, так как отражает, насколько качественно ребёнок усвоил данную образовательную область. Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, также автоматически в таблице подсчитывается итоговый показатель по группе. Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций, а также для ведения учёта общегрупповых промежуточных результатов освоения образовательной программы, так как отражает качество образования в группе по данной образовательной области (правый нижний угол). Двухступенчатая система педагогической диагностики (мониторинга) позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и своевременно определять детей с проблемами в усвоении материала при групповой форме работы. Это позволяет разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты и оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов и родителей в аспекте повышения их психологопедагогической компетенции в вопросах обучения и воспитания, что регламентировано ФОП ДО, ФГОС ДО и Стандартом педагога. Этап 3. Получив средние значения по параметрам развития ребёнка (по строке), по параметрам оценки образовательной области (по столбцу), по общему результату по образовательной области (правый нижний угол) или же качеству образования в группе в целом (Указанные интервалы средних значений носят рекомендательный характер, так как получены с помощью применяемых к психолого-педагогических исследованиях психометрических процедур, и будут уточняться по мере поступления результатов педагогической диагностики (мониторинга) детей данного возраста.) Средние значения больше 3,8 указывают на нормативные варианты развития ребёнка (оценка по строкам) / достаточный уровень реализации содержания адаптированной программы ДОО (оценка по столбцам). Средние значения в интервале от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребёнка социального и/или органического генеза (оценка по строкам), а также незначительных трудностей в организации педагогического процесса в группе (оценка по столбцам). Средине значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребёнка возрасту (оценка по строкам), а также о необходимости корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру / данной образовательной области (оценка по столбцам). Для удобства оценивания педагогического процесса выделены отдельные таблицы для записи средних значений по направлениям, часть из которых объединена для удобства диагностики, в каждой образовательной области, что позволяет сформулировать выводы и перспективные задачи коррекционно-развивающей работы. Выводы формулируются па основании анализа всех параметров оценки по образовательной области, а также общего уровня усвоения образовательной области и ее отдельных направлений. Наличие автоматический обработки результатов педагогической диагностики образовательного процесса оптимизирует храпение и сравнение результатов каждого ребёнка и позволяет своевременно оптимизировать педагогический процесс в группе. Таким образом, данный диагностический подход позволяет не только оценить индивидуальные особенности развития ребёнка, но и определить успешность реализации педагогического процесса. Это обеспечивает командный подход и полное взаимодействие воспитателей и специалистов в рамках реализации образовательных областей ФОП ДО. Автоматизированная диагностика индивидуального развития детей 5-6лет в соответствии с ФОП ДО Предлагаемое пособие разработано с целью оптимизации образовательного процесса в любом учреждении, работающим с группой детей с 5 до 6 лет. Система педагогической диагностики содержит 5 образовательных областей, соответствующих Федеральной образовательной программой дошкольного образования (приказ Министерства просвещения РФ от 25.11.2022 года) и Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения. Содержание папки «Педагогическая диагностика индивидуального развития ребёнка 5-6 лет»: Социальнокоммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественноэстетическое развитие Физическое развитие Социальные отношения. Воспитатель Формирование основ гражданственности и патриотизма. Трудовое воспитание Формирование безопасного поведения Обобщение результатов педагогической диагностики по направлениям ОО «Социально-коммуникативное развитие» Сенсорные эталоны и познавательные действия. Воспитатель Окружающий мир. Природа. Математические представления Обобщение результатов педагогической диагностики по направлениям ОО «Познавательное развитие» Формирование словаря Воспитатель Звуковая культура речи. Грамматический строй речи Связная речь. Интерес к художественной литературе Подготовка к обучению грамоте Обобщение результатов педагогической диагностики по направлениям ОО «Речевое развитие» Приобщение к искусству Воспитатель Конструктивная деятельность Изобразительная деятельность Музыкальная деятельность муз.рук Театрализованная и культурно-досуговая деятельность Обобщение результатов педагогической диагностики по направлениям ОО «Художественно-эстетическое развитие» Основная гимнастика. Подвижные Воспитатель и спортивные игры. Спортивные (физ.рук - при наличии) упражнения Формирование основ здорового образа жизни. Активный отдых. Обобщение результатов педагогической диагностики по направлениям ОО «Физическое развитие» Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребёнком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям: низкий уровень — 1 балл — ребёнок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает; низко-средний уровень — 2 балла — ребёнок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки; средний уровень – 3 балла ребёнок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого; средневысокий уровень – 4 балла ребёнок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки: высокий уровень – 5 баллов ребёнок выполняет все параметры оценки самостоятельно. Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год, если другое не предусмотрено в образовательной организации, — в начале и конце учебного года. Для проведения сравнительного анализа используется автоматический подсчёт средних значений по достижениям конкретного ребёнка и по отдельному параметру оценивания каждой образовательной области. Технология работы с таблицами проста и включает три этапа. Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются цифры (баллы, уровни) в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем таблица сама считает итоговый показатель по каждому ребёнку. Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребёнка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения адаптированной программы, так как отражает, насколько качественно ребёнок усвоил данную образовательную область. Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, также автоматически в таблице подсчитывается итоговый показатель по группе. Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций, а также для ведения учёта общегрупповых промежуточных результатов освоения образовательной программы, так как отражает качество образования в группе по данной образовательной области (правый нижний угол). Двухступенчатая система педагогической диагностики (мониторинга) позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и своевременно определять детей с проблемами в усвоении материала при групповой форме работы. Это позволяет разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты и оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов и родителей в аспекте повышения их психологопедагогической компетенции в вопросах обучения и воспитания, что регламентировано ФОП ДО, ФГОС ДО и Стандартом педагога. Этап 3. Получив средние значения по параметрам развития ребёнка (по строке), по параметрам оценки образовательной области (по столбцу), по общему результату по образовательной области (правый нижний угол) или же качеству образования в группе в целом (Указанные интервалы средних значений носят рекомендательный характер, так как получены с помощью применяемых к психолого-педагогических исследованиях психометрических процедур, и будут уточняться по мере поступления результатов педагогической диагностики (мониторинга) детей данного возраста.) Средние значения больше 3,8 указывают на нормативные варианты развития ребёнка (оценка по строкам) / достаточный уровень реализации содержания адаптированной программы ДОО (оценка по столбцам). Средние значения в интервале от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребёнка социального и/или органического генеза (оценка по строкам), а также незначительных трудностей в организации педагогического процесса в группе (оценка по столбцам). Средине значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребёнка возрасту (оценка по строкам), а также о необходимости корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру / данной образовательной области (оценка по столбцам). Для удобства оценивания педагогического процесса выделены отдельные таблицы для записи средних значений по направлениям, часть из которых объединена для удобства диагностики, в каждой образовательной области, что позволяет сформулировать выводы и перспективные задачи коррекционно-развивающей работы. Выводы формулируются па основании анализа всех параметров оценки по образовательной области, а также общего уровня усвоения образовательной области и ее отдельных направлений. Наличие автоматический обработки результатов педагогической диагностики образовательного процесса оптимизирует храпение и сравнение результатов каждого ребёнка и позволяет своевременно оптимизировать педагогический процесс в группе. Таким образом, данный диагностический подход позволяет не только оценить индивидуальные особенности развития ребёнка, но и определить успешность реализации педагогического процесса. Это обеспечивает командный подход и полное взаимодействие воспитателей и специалистов в рамках реализации образовательных областей ФОП ДО. Автоматизированная диагностика индивидуального развития детей 6-7 лет в соответствии с ФОП ДО Предлагаемое пособие разработано с целью оптимизации образовательного процесса в любом учреждении, работающим с группой детей с 6 до 7 лет. Система педагогической диагностики содержит 5 образовательных областей, соответствующих Федеральной образовательной программой дошкольного образования (приказ Министерства просвещения РФ от 25.11.2022 года) и Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения. Содержание папки «Педагогическая диагностика индивидуального развития ребёнка 6-7 лет»: Социальнокоммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Социальные отношения. Воспитатель Формирование основ гражданственности и патриотизма. Трудовое воспитание Формирование безопасного поведения Обобщение результатов педагогической диагностики по направлениям ОО «Социально-коммуникативное развитие» Сенсорные эталоны и познавательные действия. Воспитатель Окружающий мир. Природа. Математические представления Обобщение результатов педагогической диагностики по направлениям ОО «Познавательное развитие» Формирование словаря Воспитатель Звуковая культура речи. Грамматический строй речи Связная речь. Подготовка к обучению грамоте Художественноэстетическое развитие Физическое развитие Интерес к художественной литературе Обобщение результатов педагогической диагностики по направлениям ОО «Речевое развитие» Приобщение к искусству Воспитатель Конструктивная деятельность Изобразительная деятельность Музыкальная деятельность муз.рук Театрализованная и культурнодосуговая деятельность Обобщение результатов педагогической диагностики по направлениям ОО «Художественно-эстетическое развитие» Основная гимнастика. Воспитатель Подвижные и спортивные игры. (физ.рук - при наличии) Спортивные упражнения Формирование основ здорового образа жизни. Активный отдых. Обобщение результатов педагогической диагностики по направлениям ОО «Физическое развитие» Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребёнком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям: низкий уровень — 1 балл — ребёнок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает; низко-средний уровень — 2 балла — ребёнок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки; средний уровень — 3 балла ребёнок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого; средневысокий уровень — 4 балла ребёнок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки: высокий уровень — 5 баллов ребёнок выполняет все параметры оценки самостоятельно. Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год, если другое не предусмотрено в образовательной организации, — в начале и конце учебного года. Для проведения сравнительного анализа используется автоматический подсчёт средних значений по достижениям конкретного ребёнка и по отдельному параметру оценивания каждой образовательной области. Технология работы с таблицами проста и включает три этапа. Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются цифры (баллы, уровни) в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем таблица сама считает итоговый показатель по каждому ребёнку. Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребёнка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения адаптированной программы, так как отражает, насколько качественно ребёнок усвоил данную образовательную область. Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, также автоматически в таблице подсчитывается итоговый показатель по группе. Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций, а также для ведения учёта общегрупповых промежуточных результатов освоения образовательной программы, так как отражает качество образования в группе по данной образовательной области (правый нижний угол). Двухступенчатая система педагогической диагностики (мониторинга) позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и своевременно определять детей с проблемами в усвоении материала при групповой форме работы. Это позволяет разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты и оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов и родителей в аспекте повышения их психолого- педагогической компетенции в вопросах обучения и воспитания, что регламентировано ФОП ДО, ФГОС ДО и Стандартом педагога. Этап 3. Получив средние значения по параметрам развития ребёнка (по строке), по параметрам оценки образовательной области (по столбцу), по общему результату по образовательной области (правый нижний угол) или же качеству образования в группе в целом (Указанные интервалы средних значений носят рекомендательный характер, так как получены с помощью применяемых к психолого-педагогических исследованиях психометрических процедур, и будут уточняться по мере поступления результатов педагогической диагностики (мониторинга) детей данного возраста.) Средние значения больше 3,8 указывают на нормативные варианты развития ребёнка (оценка по строкам) / достаточный уровень реализации содержания адаптированной программы ДОО (оценка по столбцам). Средние значения в интервале от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребёнка социального и/или органического генеза (оценка по строкам), а также незначительных трудностей в организации педагогического процесса в группе (оценка по столбцам). Средине значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребёнка возрасту (оценка по строкам), а также о необходимости корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру / данной образовательной области (оценка по столбцам). Для удобства оценивания педагогического процесса выделены отдельные таблицы для записи средних значений по направлениям, часть из которых объединена для удобства диагностики, в каждой образовательной области, что позволяет сформулировать выводы и перспективные задачи коррекционно-развивающей работы. Выводы формулируются па основании анализа всех параметров оценки по образовательной области, а также общего уровня усвоения образовательной области и ее отдельных направлений. Наличие автоматический обработки результатов педагогической диагностики образовательного процесса оптимизирует храпение и сравнение результатов каждого ребёнка и позволяет своевременно оптимизировать педагогический процесс в группе. Таким образом, данный диагностический подход позволяет не только оценить индивидуальные особенности развития ребёнка, но и определить успешность реализации педагогического процесса. Это обеспечивает командный подход и полное взаимодействие воспитателей и специалистов в рамках реализации образовательных областей ФОП ДО. Автоматизированная диагностика индивидуального развития детей 4-5, 5-6, 6-7 лет с ТНР в соответствии с ФАОП ДО Предлагаемое пособие разработано с целью оптимизации образовательного процесса в любом учреждении, работающим с группой детей с ТНР. Система педагогической диагностики содержит 5 образовательных областей, соответствующих Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования (приказ Министерства просвещения РФ от 24.11.2022 года) и Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения. Стандартизация данных педагогической диагностики обеспечивается уровневым подходом к оценке достижений ребёнка по принципу: чем ниже балл/уровень, тем больше проблем в развитии ребёнка или организации педагогического процесса в группе. Система педагогической диагностики (мониторинга) содержит пять образовательных областей, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 г с изменениями на 21 января 2019 г.): «Социальнокоммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие». «Художественноэстетическое развитие», «Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе комбинированной направленности и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребёнком содержания образовательной программы учреждения. Обратите внимание, что последовательность образовательных областей в предлагаемом пособии соответствует Комплексной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Н. В. Нишевой. Следует обратить внимание, что в образовательной области «Речевое развитие» некоторые позиции оценки достижений ребёнка воспитатель будет оценивать в совместной деятельности по заданиям учителя-логопеда или совместно с учителем-логопедом, если в этом возникнет необходимость (с учётом особенностей функционирования трупп в конкретном учреждении). Остальные параметры оценки воспитатель оценивает через общение с ребёнком в различных ситуациях: в обучающих ситуациях по другим образовательным областям, в игровых ситуациях и в быту. Данные параметры в диагностике выделены в таблицах курсиво Содержание папки «Диагностика индивидуального развития ребёнка 4-7 лет» с ТНР: ОО Название вкладки Наименование Педагог Обучающиеся 4-5 (5 – 6) лет Речевое развитие ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ ДИАГНОСТИКИ Формирование словаря Воспитатель Звуковая культура речи Воспитатель; Учитель-логопед Грамматический строй речи Связная речь. Интерес к художественной литературе. Познавательное развитие Подготовка к обучению грамоте Обобщение результатов педагогической диагностики по направлениям ОО «Речевое развитие» Сенсорные эталоны и познавательные действия окружающего мира. Природа. Математические представления Обобщение результатов педагогической диагностики по направлениям ОО «Познавательное развитие» Учитель-логопед Воспитатель; Учитель-логопед Воспитатель Социальнокоммуникативное развитие Художественноэстетическое развитие Физическое развитие Социальные отношения Формирование основ гражданственности и патриотизма Формирование безопасного поведения Обобщение результатов педагогической диагностики по направлениям ОО «Социально-коммуникативное развитие» Приобщение к искусству Конструктивная деятельность Изобразительная деятельность. Музыкальная деятельность. Театрализованная и культурно-досуговая деятельность Обобщение результатов педагогической диагностики по направлениям ОО «Художественно-эстетическое развитие» Основная гимнастика. Подвижные и спортивные игры. Спортивные упражнения. Формирование основ здорового образа жизни. Активный отдых Обобщение результатов педагогической диагностики по направлениям ОО «Физическое развитие» Обобщение результатов педагогической диагностики по всем образовательным областям на 202__/202____ учебный год Воспитатель Воспитатель муз.рук Воспитатель Воспитатель, муз.рук Воспитатель (физ.рук - при наличии) Воспитатель Учитель-логопед Муз.рук-ль (физ.рук - при наличии) Обучающиеся 6 - 7 лет Речевое развитие ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ ДИАГНОСТИКИ Формирование словаря Звуковая культура речи Воспитатель Воспитатель; Учитель-логопед Грамматический строй речи Связная речь Познавательное развитие Социальнокоммуникативное Учитель-логопед Подготовка к обучению Воспитатель грамоте Учитель-логопед Интерес к художественной Воспитатель; литературе Учитель-логопед Обобщение результатов педагогической диагностики по направлениям ОО «Речевое развитие» Сенсорные эталоны и Воспитатель познавательные действия, окружающий мир Математические представления Обобщение результатов педагогической диагностики по направлениям ОО «Познавательное развитие» Социальные отношения. Воспитатель Формирование основ развитие Художественноэстетическое развитие Физическое развитие гражданственности и патриотизма. Трудовое воспитание СК-2 Формирование безопасного СК-3 поведения ИТОГ СК Обобщение результатов педагогической диагностики по направлениям ОО «Социально-коммуникативное развитие» Приобщение к искусству Воспитатель ХЭ-1 Конструктивная деятельность ХЭ-2 Изобразительная деятельность ХЭ-3 Музыкальная деятельность муз.рук ХЭ-4 Театрализованная и культурноХЭ-5 досуговая деятельность ИТОГ ХЭ Обобщение результатов педагогической диагностики по направлениям ОО «Художественно-эстетическое развитие» Основная гимнастика. Воспитатель ФР-1 Подвижные и спортивные (физ.рук - при наличии) игры. Спортивные упражнения Формирование основ ФР-2 здорового образа жизни ИТОГ ФР Обобщение результатов педагогической диагностики по направлениям ОО «Физическое развитие» Обобщение результатов педагогической диагностики по всем образовательным областям на 202__/202____ учебный год Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребёнком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям: низкий уровень — 1 балл — ребёнок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает; низко-средний уровень — 2 балла — ребёнок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки; средний уровень 3 балла ребёнок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого; средне-высокий уровень 4 балла ребёнок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки: высокий уровень 5 баллов ребёнок выполняет все параметры оценки самостоятельно. Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год, если другое не предусмотрено в образовательной организации, — в начале и конце учебного года (лучше использовать ручки разных цветов). Для проведения сравни тельного анализа используется подсчёт средних значений по достижениям конкретного ребёнка и по отдельному параметру оценивания каждой образовательной области. Технология работы с таблицами проста и включает три этапа. Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются цифры (баллы, уровни) в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем таблица сама считает итоговый показатель по каждому ребёнку. Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребёнка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения адаптированной программы, так как отражает, насколько качественно ребёнок усвоил данную образовательную область. Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, также автоматически в таблице подсчитывается итоговый показатель по группе. Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций (в группах компенсирующей и комбинированной направленности — для подготовки к групповому медико-психолого-педагогическому совещанию/консилиуму), а также для ведения учёта общегрупповых промежуточных результатов освоения адаптированной программы, так как отражает качество образования в группе по данной образовательной области (правый нижний угол). Двухступенчатая система педагогической диагностики (мониторинга) позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и своевременно определять детей 5—6 лет с ТНР с проблемами в усвоении материала при групповой форме работы. Эго важный момент, гак как часть детей с ТНР имеют сопутствующие нарушения развития, что не отражается в заключении психолого-медико-педагогической комиссии. Это позволяет разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты и оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов и родителей в аспекте повышения их психолого-педагогической компетенции в вопросах обучения и воспитания, что регламентировано ФГОС ДО и Стандартом педагога. Этап 3. Получив средние значения по параметрам развития ребёнка (по строке), по параметрам оценки образовательной области (по столбцу), по общему результату по образовательной области (правый нижний угол) или же качеству образования в группе в целом (Указанные интервалы средних значений носят рекомендательный характер, так как получены с помощью применяемых к психолого-педагогических исследованиях психометрических процедур, и будут уточняться по мере поступления результатов педагогической диагностики (мониторинга) детей данного возраста.) Средние значения больше 3,8 указывают на нормативные варианты развития ребёнка (оценка по строкам) / достаточный уровень реализации содержания адаптированной программы ДОО (оценка по столбцам). Средние значения в интервале от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребёнка социального и/или органического генеза (оценка по строкам), а также незначительных трудностей в организации педагогического процесса в группе (оценка по столбцам). Средине значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребёнка возрасту (оценка по строкам), а также о необходимости корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру / данной образовательной области (оценка по столбцам). Для удобства оценивания педагогического процесса выделены отдельные таблицы для записи средних значений по направлениям, часть из которых объединена для удобства диагностики, в каждой образовательной области, что позволяет сформулировать выводы и перспективные задачи коррекционно-развивающей работы. Выводы формулируются па основании анализа всех параметров оценки по образовательной области, а также общего уровня усвоения образовательной области и ее отдельных направлений. Наличие автоматический обработки результатов педагогической диагностики образовательного процесса оптимизирует храпение и сравнение результатов каждого ребёнка и позволяет своевременно оптимизировать педагогический процесс в группе. Таким образом, данный диагностический подход позволяет не только оценить индивидуальные особенности развития ребёнка, но и определить успешность реализации педагогического процесса в группах для детей с ТНР. Это обеспечивает командный подход и полное взаимодействие воспитателей и учителя-логопеда в рамках реализации образовательных областей одной комплексной программы дошкольного образования. Приложение № 2. Анкета для родителей (при поступлении ребенка в ДОО) Уважаемые родители! Ваш ребенок поступает в ДОУ. Для организации эффективной работы с ним предлагаем ответить на вопросы анкеты об особенностях развития вашего ребенка. 1. Ф.И.О. ребёнка 2. Дата рождения ребенка 3. Относится ли Ваш ребенок к категории «дети-инвалиды?» да/нет 4. Если на предыдущий вопросы Вы ответили «да», укажите условия, необходимые для Вашего ребенка (указанные в ИПР) 5. Относится ли Ваш ребенка к категории «дети с ОВЗ»? да/нет 6. Если на предыдущий вопрос Вы ответили «да», укажите дату заключения ПМПК и наименование адаптированной образовательной программы, рекомендованной Вашему ребенку 7. Есть ли у Вашего ребенка пищевая аллергия? да/нет 8. Если на предыдущий вопрос Вы ответили «да», укажите продукты, являющиеся аллергенами для Вашего ребенка 9. Посещал ли Ваш ребенок ранее другую дошкольную образовательную организацию (частную или муниципальную)? да/нет 10. Находился ли Ваш ребенок в контакте с инфекцией в течение последних 21 дней? 11. Какие заболевания перенес Ваш ребенок? Приложение № 3. Примерные вопросы для составления анкеты для родителей о развитии ребенка - Подвержен ли ребенок простудным заболеваниям? - Как засыпает? - Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул? - Какие навыки самообслуживания у ребенка развиты максимально (используются ребенком свободно)? - Какие навыки самообслуживания у ребенка развиты неустойчиво (ребенок нуждается в помощи взрослого)? - Какие навыки самообслуживания у ребенка находятся на начальной стадии развития? - Какие навыки самообслуживания у ребенка отсутствуют? - Умеет ли ребенок играть сам? - С желанием ли играет с другими детьми? - Делится ли своими игрушками? - Каковы любимые занятие дома? - С какими трудностями сталкиваетесь в воспитании? - Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок? - Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки, навязчивые движения? - Интересуется ли Ваш ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке? - Проявляет ли интерес к действиям взрослых? - Легко ли идет на контакт со взрослыми? - Легко ли идет на контакт с детьми? - Усидчив, внимателен, активен ли Ваш ребенок? Есть ли опыт разлуки с близкими? - Есть ли эмоциональная привязанность к кому-либо из взрослых? - Какие индивидуальные особенности вашего ребенка необходимо учитывать воспитателям? (повышенную подвижность; стеснительность; обидчивость; упрямство; двуязычие; другое…).