положение об инклюзивном образовании

1.4. Дети с ОВЗ – это дети, у которых имеются психические и (или) физические
нарушения в развитии, подтвержденные в установленном порядке.
В состав данной категории входят:
дети с нарушениями слуха,
дети с нарушениями зрения,
дети с тяжелыми нарушениями речи,
дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата,
дети с задержкой психического развития,
дети с нарушениями интеллектуального развития,
дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы,
дети с аутизмом,
дети с комплексными (сложными) нарушениями развития.
1.5. Цель инклюзивного образования:
создание специальных образовательных условий, отвечающих особым
образовательным потребностям всех категорий обучающихся для обеспечения
качественного доступного образования детей с ОВЗ в условиях инклюзивного
образования.
1.6. Задачи инклюзивного образования:
- обеспечить включённость детей с ОВЗ в образовательную среду,
позволяющую удовлетворять их права на образование, социальное
развитие, досуг через реализацию адаптированных образовательных
программ и индивидуальных образовательных программ, учитывающих их
особые образовательные потребности;
- формировать толерантное сообщество детей, родителей, персонала и
- социального окружения;
- создать в ДОУ безбарьерную образовательную среду.
1.7. В Положении используются следующие понятия:
- обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) физическое лицо, имеющее особенности в физическом и (или)
психологическом развитии, подтвержденные территориальной психологомедико-педагогической комиссией (далее – ТПМПК) и препятствующие
получению образования без создания специальных условий;
- инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для
всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных
потребностей и индивидуальных возможностей;
- адаптированная образовательная программа (далее – АОП) образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с
учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных
возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию
нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;
- доступная образовательная среда (безбарьерная среда) - среда,
дооборудованная с учетом потребностей обучающихся с ОВЗ и

позволяющая вести образ жизни самостоятельно, в том числе
беспрепятственно получать качественное образование;
- «тьютор» - педагогический работник, который обеспечивает персональное
сопровождение в образовательном пространстве ребенка с ОВЗ; оказывает
помощь в преодолении проблем и трудностей процесса образования.
1.8. Инклюзивное образование детей с ОВЗ дошкольного возраста
осуществляется:
- путем организации совместного образовательного процесса детей с ОВЗ и
детей, не имеющих таких ограничений, в одной группе образовательного
учреждения, реализующей образовательную программу дошкольного
образования (образовательная инклюзия);
- через предоставление услуг дошкольного образования в консультационном
пункте.
1.9. Инклюзивное образование может реализовываться через следующие
модели:
- полная инклюзия – обучающиеся с ОВЗ (самостоятельно или в
сопровождении тьютора) посещают образовательное учреждение наряду со
сверстниками, не имеющими нарушений развития, и обучаются по АОП, в
соответствие с учебным планом, а также могут посещать кружки,
праздники, развлечения и др.;
- частичная инклюзия – обучающиеся (воспитанники) с ОВЗ совмещают
обучение по индивидуальному учебному плану с посещением
образовательного учреждения и обучаются по АОП, по индивидуальным
учебным планам по согласованию с родителями (законными
представителями), а также посещают индивидуальные занятия в
образовательном учреждении, участвуют в режимных моментах,
праздничных мероприятиях, развлечениях совместно с детьми, не
имеющими нарушений в развитии. Они могут посещать кружки,
внеклассные мероприятия, если это не противоречит рекомендациям
ТПМПК.
1.10. Организация инклюзивного образования в ДОУ строится с учётом
индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребёнка на следующих
принципах:
– принцип
индивидуального
подхода
предполагает
всестороннее
обследование и выстраивание индивидуального образовательного маршрута с
учетом выявленных особенностей (выбор форм, методов, средств обучения и
воспитания, темпа обучения, учебно-методических, психолого-педагогических и
организационно-управленческих мероприятий с учетом индивидуальных
образовательных потребностей ребёнка);
– принцип поддержки самостоятельной активности ребенка решает задачу
формирования социально активной личности, которая является субъектом своего
развития;

– принцип социального взаимодействия предполагает создание условий для
понимания и принятия друг друга всеми участниками образовательных
отношений, активное включение детей, родителей (законных представителей) и
педагогов ДОУ в совместную деятельность - как учебную, так и социальную;
– принцип партнерского взаимодействия с семьей - выстраивание
доверительных отношений с родителями (законными представителями) или
близкими ребенка, ориентация на запрос родителей (законных представителей), к
тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, умение
договориться о совместных действиях, направленных на поддержку и развитие
ребенка;
– принцип вариативности в организации образовательного процесса – т.е.
наличие вариативной развивающей среды, необходимых развивающих и
дидактических пособий, средств обучения, вариативной методической базы
обучения и воспитания и способности педагога использовать разнообразные
методы и средства работы как общей, так и специальной педагогики;
- принцип интегрированности в общую образовательную среду
предполагает включение детей с ограниченными возможностями здоровья в
совместную образовательную и воспитательную деятельность образовательного
учреждения, окружающего социума.
- принцип открытости и непрерывности, преемственности в инклюзии
означает сопровождение обучаемых по ступеням образования – дошкольное
образование, начальная школа.
1.11. В разработке модели организации инклюзивного образования
участвуют администрация ДОУ, методическая служба ДОУ, психологопедагогический консилиум ДОУ
1.11.1. Администрация ДОУ:
- проводит сбор и анализ информации по вопросам организации
инклюзивного образования;
- принимает решение об организации инклюзивного образования в группах
общей развивающей направленности;
- анализирует и проводит мониторинг результатов внедрения инклюзивного
образования;
- осуществляет контроль за освоением образовательных программ
обучающихся с ОВЗ.
1.11.2. Методическая служба ДОУ:
- организует
работу
воспитателей,
тьюторов,
обеспечивающих
сопровождение лиц с ОВЗ в образовательном процессе в рамках реализации
инклюзивного
образования
в
соответствии
с
действующим
законодательством;
- совместно со специалистами ППк ДОУ разрабатывает и утверждает на
Педагогическом Совете ДОУ адаптированные основные образовательные
программы (далее - АООП) для обучающихся с ОВЗ по имеющимся

нозологиям с учётом требований федерального государственного
образовательного стандарта. АООП разрабатывается с учетом особенностей
психофизического развития, индивидуальных возможностей детей с ОВЗ и
обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Программа разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно
с учетом требований федеральных государственных образовательных
стандартов (далее - ФГОС) на основании Примерной адаптированной
основной образовательной программы в соответствии с индивидуальными
образовательными потребностями детей с ОВЗ. АООП раскрывает общую
модель построения образовательного процесса дошкольного образования
детей с ОВЗ;
- организовывает внеурочную (свободную) и досуговую деятельность
обучающихся с ОВЗ с учётом психофизических особенностей развития, их
интересов и пожеланий родителей (законных представителей);
- взаимодействует в рамках своей компетентности с учреждениями
здравоохранения, социальной защиты, культуры по вопросам обучения и
сопровождения лиц с ОВЗ и их семей;
- осуществляет контроль за освоением образовательных программ
обучающихся с ОВЗ.
1.11.3. Психолого-педагогический консилиум ДОУ:
- осуществляет проведение обследования детей в возрасте от 0 до 8 лет в
целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или)
психическом развитии детей; определение степени и условия интеграции
ребенка с ОВЗ в образовательную среду;
- готовит по результатам обследования заключения и рекомендации с
указанием специальных условий, которые необходимы по оказанию
обучающимся с ОВЗ психолого-педагогической помощи и организации их
обучения и воспитания; подтверждают или изменяют ранее данные
комиссией рекомендации;
- специалисты
ППк
совместно
с
воспитателями
разрабатывают
индивидуальные адаптированные образовательные программы (далее АОП) для каждого ребёнка с ОВЗ, посещающего группу общеразвивающей
направленности с учётом рекомендаций ТПМПК,
- утверждает на заседаниях ППк АОП для каждого ребенка с ОВЗ,
посещающего группу общеразвивающей направленности;
- формирует у родителей (законных представителей) реалистическое видение
сценария жизни ребенка с ОВЗ, определяющего взвешенный выбор
образовательного маршрута.

2. Организация инклюзивного образования
2.1. Организация обучения детей с ОВЗ в МБДОУ «Карусель» с. Восточное
осуществляется в соответствии с приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам дошкольного образования».
2.2. Обучающиеся переходят на инклюзивное образование при наличии:
заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии
(далее - ТПМПК) о подтверждении (установлении) статуса «ребенок с
ограниченными возможностями здоровья»;
справки медико-социальной экспертизы (далее МСЭ), подтверждающей
статус «ребенок-инвалид»;
заявления родителей (законных представителей) о согласии на обучение
ребенка с ОВЗ по адаптированной образовательной программе (в соответствии с
прилагаемой формой (приложение 1)).
2.3. Организация инклюзивного образовательного процесса в дошкольном
образовательном учреждении осуществляется на основании:
Положения об инклюзивном образовании в дошкольном образовательном
учреждении;
образовательной программы учреждения, отражающей основные
принципы и содержание инклюзивного образования, а также имеющей
соответствующий раздел по работе с детьми с ОВЗ;
заключения ТПМПК;
адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ.
2.4. Индивидуальная АОП разрабатывается группой педагогических
работников в течение месяца после зачисления ребёнка в группу, с учётом
рекомендаций ТПМПК, результатов диагностики, мнения родителей (законных
представителей), При создании условий для работы с детьми-инвалидами,
осваивающими
программу,
учитывается
индивидуальная
программа
реабилитации (абилитации) ребенка-инвалида.
АОП утверждается ППк ДОУ.
2.5. Контроль за своевременным проведением образовательной деятельности,
выполнением адаптированных образовательных программ осуществляет
заместитель заведующей по ВМР дошкольного учреждения.
2.6.Этапы реализации инклюзивного образования:
Предварительный этап:
 предварительная оценка образовательных потребностей ребенка и
запроса родителей;
 определение воспитателей и группы, в которую поступает обучающий с
ОВЗ;
 определение специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое
сопровождение обучающегося с ОВЗ;

 заключение договора с родителями и зачисление обучающегося с ОВЗ в
образовательное учреждение.
Диагностический:
 изучение
результатов
комплексного
психолого-педагогического
обследования.
Разработка адаптированной образовательной программы:
 проектирование необходимых структурных составляющих АОП:
титульный лист, пояснительная записка, содержание программы, основные
требования к результатам реализации АОП, система контрольно-измерительных
материалов (более подробная структура АОП в приложении 2);
2.7.
Посещение
образовательной
деятельности
в
дошкольном
образовательном учреждении и индивидуальных и/или подгрупповых
коррекционных занятий может быть организовано как в образовательном
учреждении, в котором обучается ребенок, так и через сетевое взаимодействие с
привлечением ресурсов иных организаций, что должно быть отражено в
адаптированной образовательной программе.
2.8.Отношения между ДОУ и родителями (законными представителями)
регулируются договором, заключаемым в установленном порядке.
2.9.При поступлении в ДОУ ребёнка с ОВЗ, ребенка-инвалида на
инклюзивное образование определяются условия и технология включения их в
функционирующую
группу
общеразвивающей
направленности
ДОУ
(определяется дозирование времени пребывания ребёнка с ОВЗ в ДОУ,
необходимость наличия специалиста сопровождения ребёнка с ОВЗ в ДОУ при
интеграции в функционирующую группу, составляется индивидуальный график
посещения ребёнком детского сада, планируются адаптационные и
интеграционные мероприятия). По мере адаптации к условиям группы время
пребывания ребёнка с ОВЗ увеличивается.
2.10.Содержание образовательного процесса в группе определяется
основной общеобразовательной программой ДОУ, основной адаптированной
образовательной программой для детей с ОВЗ (соответствующей нозологии) и
индивидуальной адаптированной образовательной программой ребёнка с ОВЗ,
составляемой с учётом комплексной оценки ресурсов и дефицитов ребёнка
(АОП).
2.11. Специфика образовательного процесса состоит в организации
индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий для детей с
ОВЗ, психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в соответствии с
рекомендациями ТПМПК. Его осуществляют специалисты: учитель-логопед,
учитель-дефектолог, педагог-психолог, воспитатели, при необходимости –
тьютор.
2.12. В рамках модели частичной интеграции оказание образовательных
услуг ребёнку с ОВЗ осуществляется по режиму и расписанию возрастной
группы. В режим вносятся дополнения с указанием условий и регламента
проведения коррекционно-развивающих занятий специалистов с ребёнком с ОВЗ.
Режим дня и недели может быть гибким. Занятия предусмотренные АОП ребёнка

с ОВЗ, организуются в соответствии с циклограммой АОП (расписаны
помещения, время, специалисты). При этом учитываются требования к
организации образовательной деятельности и режиму дня СанПиН 2.4.2.3286-15
для обучения детей с ОВЗ.
2.13. В случае невозможности полного усвоения программы из-за тяжести
физических и (или) психических нарушений, в соответствии с рекомендациями
ТПМПК, в коррекционной работе делается акцент на формирование у ребёнка
социальных и практически-ориентированных навыков.
2.14. Технологии, методы, средства и формы работы с детьми с ОВЗ
определяются специалистами исходя из особенностей психофизического
развития, индивидуальных возможностей, состояния здоровья детей и
направлены на создание позитивной атмосферы принятия и поддержки.
2.15. Педагог-психолог проводит коррекционно-развивающую работу в
соответствии с индивидуальной адаптированной образовательной программой
ребёнка с ОВЗ, осуществляет сопровождение ситуации включения с точки зрения
эмоционального благополучия всех воспитанников группы.
2.16. Дети с ОВЗ с согласия родителей (законных представителей) при
необходимости могут быть направлены в течение года на ТПМПК, либо на
консультации к специалистам необходимого профиля.
2.17. С участниками интеграционных процессов (педагогами, специалистами,
родителями ребёнка с ОВЗ и родителями нормально развивающихся детей
группы, воспитанниками функционирующей группы) проводится работа,
направленная на взаимное приятие и сплочение всех участников инклюзивного
образовательного процесса, достижение социально значимых результатов.
2.18. В процессе работы с ребёнком с ОВЗ может быть осуществлена его
полная интеграция в группу общеразвивающей направленности с согласия
родителей (законных представителей) и на основании заключения ТПМПК (или
педагогов, врача, специалистов).
2.19. ДОУ организует развивающую предметно-пространственную среду,
обеспечивающую необходимые условия в соответствии с особенностями детей с
ОВЗ.
2.20. Родители по мере необходимости участвуют в интеграционных
мероприятиях.
2.21. ДОУ оказывает родителям (законным представителям) ребёнка с ОВЗ
методическую и консультативную помощь с целью повышения их
психологической и педагогической компетентности, способствует вовлечению
родителей (законных представителей) в образовательную, оздоровительную и
интеграционную работу, формирует у родителей (законных представителей)
ответственность за развитие и восстановление здоровья ребёнка с ОВЗ.
2.22. Корректировка АОП происходит на заседаниях ППк дошкольного
образовательного учреждения с участием всех педагогов и специалистов,
участвующих в реализации АОП, на основании промежуточной психологопедагогической диагностики, которая проводится после летнего периода,

середины, конца учебного года, а так же с учётом особенностей усвоения
адаптированной основной образовательной программы.
2.23. По окончанию реализации программы дошкольного образования, при
переходе на уровень начального общего образования, по результатам
обследования с согласия родителей (законных представителей) ТПМПК
рекомендует для детей с ОВЗ программу обучения в школе. Специалисты
сопровождения детского сада оформляют индивидуальную карту сопровождения,
в которой указывают динамику коррекционной работы по результатам
сопровождения ребёнка в возрасте от 6 до 7 лет. Карта сопровождения передаётся
в школу, с учётом которой, вместе с рекомендациями ТПМПК формируется АОП
на уровне начального общего образования.
III. Финансовое обеспечение
3.1.Образовательные услуги детям с ОВЗ предоставляются бесплатно.
3.2.Дополнительные расходы, связанные с осуществлением воспитания и
обучения ребёнка с ОВЗ, не предусмотренные специальной образовательной
программой ребёнка с ОВЗ, утверждённой ДОУ, производятся за счёт средств
общественных, благотворительных организаций и за счет других источников, не
запрещенных действующим законодательством.
3.3.Платные
образовательные
услуги,
предусмотренные
Уставом
дошкольного образовательного учреждения, предоставляются детям с ОВЗ, на
общих основаниях в соответствии с законодательством РФ.
IV. Участники образовательного процесса
4.1. Участники образовательного процесса: педагогические работники,
родители и воспитанники.
4.2. Родители (законные представители) имеют право:
защищать законные права ребенка;
обращаться для разрешения конфликтных ситуаций к администрации
МБДОУ «Карусель» с. Восточное.
4.3. Воспитанник имеет право:
на уважение человеческого достоинства;
на моральное поощрение за успехи
4.4. Педагогический работник имеет права, предусмотренные законом РФ
«Об образовании».

Приложение 1.
Заведующему МБДОУ «Карусель» с. Восточное
Н.А. Суходуб.
от ____________________________________________
адрес _________________________________________
телефон _______________________________________
Заявление
о согласии на обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья
по адаптированной образовательной программе
Я, ____________________________________________________________________
(Ф.И.О. родителя/законного представителя ребенка с ОВЗ)
являюсь________

_____________________________________________________
(матерью/отцом/законным представителем)

_____________________________________________________________________
(Ф.И.О. ребенка, дата рождения)
руководствуясь ч.3 ст.55 Федерального закона от 29.12.2012 г.

№ 273-ФЗ «Об

образовании в Российской Федерации» и на основании рекомендаций территориальной
психолого-медико-педагогической комиссии (коллегиальное заключение ТПМПК от
«______» _______________20___г

№ протокола ____), заявляю о согласии на обучение

моего ребенка по адаптированной основной образовательной программе для детей
___________

в МАДОУ № 6 «Золушка» в условиях инклюзивного образования в

группе общеразвивающей направленности.
Приложение: коллегиальное заключение ТПМПК.
«_____» ____________ 20 ___ г.

_____________
(подпись)

________________________
(расшифровка подписи)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».