Содержание № 1. 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 2. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. 3. 3.1. 3.2. 3.3. Наименование раздела Целевой раздел Пояснительная записка Цель, принципы, структура Программы Значимые характеристики для разработки и реализации Программы Планируемые результаты освоения Программы Система оценки результатов освоения Программы Содержательный раздел Содержание образования Формы, способы, методы и средства реализации Программы Особенности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников Способы и направления поддержки детской инициативы Календарно-тематическое планирование Организационный раздел Материально-техническое обеспечение реализации Программы Режим дня Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания Приложение 1. Диагностический лист освоения знаний детей в рамках Программы Приложение 2. Перспективный план по взаимодействию с семьей Стр. 3 3 4 6 11 12 13 13 15 17 18 19 24 24 25 26 28 32 2 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Время не стоит на месте, меняющиеся социально-экономические условия определяют необходимость подготовки растущего поколения к предстоящей трудовой деятельности, при этом возрастает значимость навыков и умений ориентироваться в новых жизненных ситуациях, быстро приспосабливаться к ним и принимать решения. Современный ребёнок уже с первых лет своей жизни попадает в экономическую среду, наполненную экономическими понятиями и процессами. Он знакомится с профессией родителей, совместно с семьей совершает покупки в магазинах, просматривает рекламу по телевизору, слышит разговоры родителей о бюджете семьи – это далеко не полный перечень того, с чем постоянно сталкивается дошкольник. Процесс познания экономики не прост для дошкольника. Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует игровая деятельность. В ходе образовательной деятельности у ребенка воспитывается ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам. Дошкольник знакомится со сложными взаимосвязями между финансово-экономическими понятиями: деньги, труд, товар, цена – и этическими: честность, щедрость, экономность. Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности. Программа по экономическому воспитанию дошкольников «Маленькие финансисты» разработана на основе Примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности, для детей 5-7 лет», одобренной Министерством образования и науки Российской Федерации. Программа составлена в целях реализации Федерального Закона №273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012г. в соответствии со следующей нормативно-правовой базой: - Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»; 3 - Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038); - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г. №2 "Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи"; -Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Карусель» с. Восточное Хабаровского муниципального района Хабаровского края; - Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Карусель» с. восточное на 2022-2027 учебный год, разработанная с учётом Инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой, с учетом ранних изданий Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы». Программа направлена на формирование у детей первоначальных экономических представлений и экономического сознания, на формирование у детей представлений о важности труда и мире профессий, торговле и семейном бюджете, доходах и расходах, деньгах России и других стран, формирования полезных экономических навыков и привычек. Программа ориентирована на принцип тесной взаимосвязи нравственно-трудового и экономического воспитания. Чем младше ребенок, тем теснее и глубже должна быть эта взаимосвязь. Возраст детей, участвующих в реализации данной Программы – с 5 до 7лет (воспитанники старшей, подготовительной к школе группы). 1.2. Цель, принципы, структура Программы Цель Программы — помочь детям 5-7 лет войти в социальноэкономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности. Основные задачи Программы: Помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества: Понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей); Уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать 4 деньги; Осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения; Признавать авторитетными качества человека – хозяина: — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.); Рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации; Применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях. Основополагающие принципы Программы: Научность; Доступность; Оптимальность в отборе содержания и определений; Учет возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей детей, их интерес к экономическим явлениям окружающей действительности; Тесная взаимосвязь нравственно-трудового и экономического воспитания; Комплексный подход к развитию личности дошкольника (связь этического, трудового и экономического воспитания); Системность и последовательность. Структура Программы: Программа состоит из 4 блоков (разделов), связанных между собой задачами и содержанием: «Труд и продукт (товар)» «Деньги и цена (стоимость)» «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности» «Полезные экономические навыки и привычки в быту». 5 1.3. Значимые характеристики для разработки и реализации Программы Психолого-возрастные особенности развития детей Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход и результаты ее развития на последующих этапах жизненного пути человека. Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения (группы). Возрастная характеристика детей 5-6 лет Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от 6 ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». Действия детей в играх становятся разнообразными. Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют разные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов. Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся 7 правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядное моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объекта в результате различных воздействий, представления о развитии и т.д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д. Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы. 8 Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение общаться, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я. Возрастная характеристика детей 6-7 лет В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, работу взрослых. Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры. Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно- творческие способности в изобразительной деятельности. Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа, как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. 9 Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки, как по собственному замыслу, так и по условиям. В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений. Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных. У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако, воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В результате правильно организованной образовательной работы дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника. 10 К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе. 1.4. Планируемые результаты освоения Программы Экономическое воспитание дошкольников не предполагает подготовки будущих экономистов, но ставит цели, близкие и нужные каждому человеку, его семье, окружению. Экономическое образование, по большому счету, призвано воспитывать хозяина — собственной жизни, своей семьи, страны, человека, способного разбираться как в домашнем хозяйстве, так и в базовых принципах, на которых строятся производственные и товарноденежные отношения, народное хозяйство страны в целом. Для экономического образования на ступени дошкольного детства на первом месте, конечно, стоит индивидуально–семейная экономическая грамотность и формирование элементарных экономических навыков. В отдаленной же перспективе стоит цель — воспитать человека, умеющего и желающего много и активно трудиться, честно зарабатывать деньги и любящего свою страну. В результате освоения Программы дети: адекватно употребляют в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические понятия (в соответствии с используемой Программой); знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернетмагазин; бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.); знают российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего зарубежья; понимают суть процесса обмена валюты (например, в путешествии); с удовольствием делают подарки другим и испытывают от этого радость; следуют правилу: ничего не выбрасывай зря, если можно продлить жизнь вещи, лучше отдай, подари, порадуй другого, если она тебе не нужна; проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство и 11 т. д.); знают несколько современных профессий, содержание их деятельности (например, предприниматель, фермер, программист, модельер и др.); знают и называют разные виды рекламы, ее назначение, способы воздействия; адекватно ведут себя в окружающем предметном, вещевом мире, в природном окружении; в случаях поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность; замечают и ценят заботу о себе, радуются новым покупкам; объясняют различие понятий благополучия, счастья и достатка; любят трудиться, делать полезные предметы для себя и радовать других с удовольствием помогают взрослым, объясняют необходимость оказания помощи другим людям. проявляют сочувствие к другим в сложных ситуациях; переживают случаи порчи, ломки вещей, игрушек; сочувствуют и проявляют жалость к слабым, больным, пожилым людям, ко всем живым существам, бережно относятся к природе; 1.5. Система оценки результатов освоения Программы Основной задачей мониторинга является определение степени освоения ребёнком программы по основам финансовой грамотности. Мониторинг образовательного процесса проводится 2 раза в год в начале сентября и в конце мая с целью выявления уровня знаний экономических понятий. Формы проведения: беседы, наблюдения за детьми, анализ игровых ситуаций, продуктивная деятельность по теме. Мониторинг проводит воспитатель. Фиксация показателей развития выражается в словесной (опосредованной) форме: не сформировано, находится на стадии формирования, сформировано. Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностический лист освоения знаний детей в рамках Программы по каждому ребенку (Приложение 1). 12 2. Содержательный раздел 2.1. Содержание образования Программа состоит из четырех блоков (разделов), связанных между собой задачами и содержанием: «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности», «Полезные экономические навыки и привычки в быту». Блоки Программы «Труд и продукт (товар)» «Деньги и цена (стоимость)» Задачи -Формировать представления о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий, предпочитая профессии родителей детей; -Формировать умение детей уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги; -Поощрять желание и стремление быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым; -Стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности. -Познакомить с деньгами разных стран и сформировать отношение к деньгам, как к части культуры каждой страны; -Воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, насущными потребностями семьи (воспитание разумного финансового поведения); -Дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей, деньги являются средством и условием материального благополучия, достатка в жизни людей. 13 -Дать детям представление о рекламе, ее назначении; -Поощрять объективное отношение детей к рекламе; «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности» «Полезные экономические навыки и привычки в быту» -Развивать у детей способность различать рекламные уловки; -Формировать умение отличать собственные потребности от навязанных рекламой; -Формировать умение детей правильно определять свои финансовые возможности (прежде чем купить, подумай, хватит ли денег на всё, что хочется). -Формировать представление детей о том, что к вещам надо относиться с уважением, поскольку они сделаны руками людей, в них вложен труд, старание, любовь; -Воспитывать у детей навыки и привычки культурного взаимодействия с окружающим вещным миром, бережного отношения к вещам. Программа составлена с учетом реализации интеграции образовательных областей: 1. Художественно-эстетическое развитие: изготовление сюжетноролевых игр экономического содержания: магазин продуктовых и промышленных товаров, ателье и др.; 2. Речевое развитие: пополнение словаря детей новыми словами, обозначающие экономическое явление, применение их на практике; 3. Социально-коммуникативное развитие воспитание экономических качеств личности (трудолюбие, расчѐтливость, практичность и др.) через использование художественной литературы; 14 4. Познавательное развитие - совершенствование знания монет; учить использовать математические действия при решении экономических задач; развитие мыслительных операций, внимания, вариативности, раскрытие сущности понятия «доход» и его основные и дополнительные источники (заработная плата, пенсия, стипендия). Знакомство детей с понятием «экономика», «экономист», помочь понять основные правила экономики и др. 5. Физическое развитие - формирование понимания зависимости состояния здоровья и финансовых затрат на лекарства в случае возможных болезней при не соблюдении норм гигиены и неправильного образа жизни и др. 2.2. Формы, способы, методы и средства реализации Программы Образовательный процесс решает программные образовательные задачи в следующих формах организации деятельности: совместная образовательная деятельность взрослых и детей; свободная самостоятельная деятельность детей. Совместная образовательная деятельность детей и взрослых осуществляется в ходе ООД, предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации образовательной работы с воспитанниками. Самостоятельная деятельность предполагает свободную игровую деятельность воспитанников в условиях специально созданной предметнопространственной развивающей среды, обеспечивает каждому ребенку возможность выбора игр и атрибутов по интересам; позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; содержит в себе проблемные ситуации и направлена на самостоятельное решение ребенком образовательных задач; позволяет освоить (закрепить, апробировать) материал, изучаемый в совместной деятельности со взрослым. В основу работы с дошкольниками по экономическому воспитанию положен деятельностный подход, который предусматривает формирование экономических знаний через различные виды деятельности: игровую, познавательно-исследовательскую, коммуникативную, трудовую и др. В зависимости от содержания знаний ведущим является тот или иной вид деятельности. Например, усвоение экономических понятий (деньги, цена, стоимость и т.п.) успешно проходит в игровой деятельности: сюжетно-ролевые игры («Супермаркет», «Магазин игрушек», «Овощной магазин», «Ярмарка», «Поликлиника», «Парикмахер»), дидактические игры («Купи другу подарок», «Рекламный мешочек»), настольно-печатные («Кому что нужно?», «Магазины»), речевые («Наоборот», «Что лишнее?»). Знания о том, почему следует беречь результаты труда людей, дети успешнее всего осваивают в процессе трудовой и продуктивной деятельности. 15 Особое место занимают интеллектуальные игры-викторины «Что? Где? Почём?», «Бизнес-клуб», «Аукцион», которые позволяют в игровой соревновательной форме подвести итог по изученному материалу, обобщить и систематизировать знания, провести анализ насколько хорошо дети усвоили материал. Знакомство с новым материалом очень интересно и увлекательно проходит в ходе игры-путешествия «Музей денег», «Путешествие по территории детского сада» (с целью познакомиться с профессиями сотрудников), экскурсии в магазин, на почту (по возможности выездная экскурсия в Сбербанк), которые позволяют детям познакомиться с реальными экономическими объектами и людьми разных профессий. При организации образовательной деятельности по экономическому воспитанию наиболее эффективным является метод проблемного обучения, который позволяет педагогу не только познакомить дошкольников с экономическими понятиями, но и развивать у детей умение самостоятельно «добывать» знания, учиться искать пути решения задач, проявлять инициативу, анализировать и делать выводы. Уровни проблемного обучения, которые следует преодолевать постепенно, от простого к сложному: 1. Уровень предполагает ведущую роль педагога. На этом этапе педагог создает проблемную ситуацию, дети с помощью педагога решают задачу и после этого выполняют подобное задание по уже данному образцу. 2. Уровень – это деятельность детей с помощью взрослого. Здесь гипотезы решения проблемной ситуации выдвигают сами воспитанники на основе имеющихся знаний, но к верному решению «приходят» вместе с воспитателем. 3. Уровень – самостоятельный. Воспитанники без помощи воспитателя приходят к правильному решению задачи. 4. Уровень – творческий. На данном этапе дети не только могут найти самостоятельно решение, но и проявить творчество, дополнительные решения, применить знания в нестандартных ситуациях. Моделирование игровых проблемных ситуаций на занятиях по экономическому воспитанию создает условия для познавательной активности дошкольников, стимулирует детскую инициативу и самостоятельность. Решая проблемную ситуацию экономического, содержания ребенок приобщается к экономической действительности, учиться думать, ориентироваться в окружающем, высказывать собственную и принимать чужую позицию, растет и реализуется его творческий потенциал. Для создания проблемных ситуаций воспитатель использует следующие методические приёмы: 16 подведение детей к противоречию и предложение самостоятельно найти способ его разрешения; высказывание различных точек зрения на один и то же вопрос; предложение рассмотреть явление с различных позиций («две стороны медали»); побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам из ситуации, сопоставлению фактов; постановка проблемной задачи (например, с недостаточными или противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками и др.). 2.3. Особенности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников Работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей, их заинтересованности, понимания важности проблемы. Семья играет ведущую роль в становлении личности ребенкадошкольника. Именно в семье благодаря ощущению «живой человеческой среды» и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребенок приобретает первый социокультурный экономический опыт. Поэтому решение задач воспитания личности возможно только в тесном сотрудничестве педагог – ребенок – родитель. Цель: повышение экономической образованности родителей. Задачи работы с родителями: повышение педагогической культуры родителей в воспитании ребенка; изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания; вооружение родителей основами экономических знаний через консультации, семинары, рекомендации. Система работы по повышению педагогической культуры родителей в обеспечении социокультурного экономического развития и воспитания дошкольников основана на следующих принципах: совместная педагогическая деятельность семьи и детского сада; сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей; педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям; поддержка и индивидуальное сопровождение стано вления и развития педагогической культуры каждого из родителей; 17 содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей; опора на положительный опыт семейного воспитания. Формы работы с родителями: родительские собрания на социально- экономические темы; открытые показы воспитательно - образовательного процесса; вечера вопросов и ответов; проведение совместных учебных мероприятий; индивидуальная работа; наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки передвижки, выставки детских работ и дидактических игр; организация благотворительных ярмарок; экскурсии. Перспективный план по взаимодействию с семьей (Приложение 2). 2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия: 1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; 2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей); 3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития; 4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности; 5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; 6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; 7) защита детей от всех форм физического и психического насилия; 18 8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. 19 2.5. Календарно-тематическое планирование Блок Месяц Неделя Тема 3 4 «Профессии» 2 Сентябрь Труд и продукт (товар) 1 Программное содержание Старшая группа Подготовительная группа -Художественно – творческая -Беседа «Кем работают твои родители?» деятельность «Рисуем профессии» -Художественно – творческая -Чтение народной сказки «Терем – деятельность «Кем я мечтаю стать?» теремок», обсуждение ее со стороны экономических понятий (отражает труд людей) -Экскурсия в магазин -Экскурсия в аптеку -Знакомство с профессией: фармацевт -Знакомство с профессией: продавец, товаровед, кассир -Д/и «Что продается в аптеке» Д/и «Какой товар ты видел на полках магазина» - Чтение Д. Родари «Чем пахнут - Чтение Д. Родари «Чем пахнут ремесла?» ремесла?» -Продуктивная деятельность: - Продуктивная деятельность: изготовление чеков, банковских карточек изготовление чеков, банковских карточек для с/р игры для с/р игры - С/р игра «Овощной магазин» -Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет» -Беседа «Почему все взрослые -Знакомство с профессиями: бухгалтер, работают?» экономист - Д/и «Профессии» -Рассматривание иллюстраций «Банк» - Д/и «Банковские профессии» 20 -Беседа «Магазины. Виды магазинов» -Продуктивная деятельность «Товары продуктового магазина» -Беседа «Какие товары продаются в магазинах?» -Д/и «Товарный поезд» (что лишнее?) -Познавательное занятие «Что? Где? Почем?» -Беседа «Магазины. Виды магазинов» -Продуктивная деятельность «Товары спортивного магазина» -Беседа «Какие товары продаются в магазинах?» -Д/и «Товарный поезд» (что лишнее?) -Викторина «Что? Где? Почем?» -Моделирование ситуации «Магазин или супермаркет, где выгодно?» 4 -Решение проблемной ситуации «Хочу и надо» -Д/и «Шкатулка желаний» 1 -Чтение сказки К.Чуковского «Муха Цокотуха» -Познавательное занятие «Бумажные купюры» - Д/И «Назови монету» -Чтение сказки А. Толстого «Золотой ключик» -Знакомство с пословицами и поговорками о деньгах с пониманием смысла -Беседа «Как складывается стоимость товара» -Создание книжки-раскраски «Каталог товаров» -Беседа «Что мы знаем о деньгах», «Где живут деньги» -Просмотр мультфильмов «Как старик корову продавал», «Простоквашино. Клад» -Демонстрационная презентация «История денег» -Д/и «Купи другу подарок» -Чтение сказки о монетках 2 «Товар» 3 «Что мы знаем о деньгах» октябрь 2 ноябрь Деньги и цена (стоимость) Труд и продукт (товар) 1 21 4 -Познавательное занятие «Научим Буратино деньги считать» -Продуктивная деятельность «Нарисуем деньги для нашей группы» -Беседа «Как правильно беречь наши деньги» -Игра «Как потопаешь, так и полопаешь» -Познавательное занятие «Цена» -Загадки по теме -Ярмарка новогодних поделок (установить цену на свой товар) -Познавательное занятие «Денежные истории» -Социо-игра «Мы идем за покупками» -Беседа «Как деньги приходят, а потом расходятся» -Изготовление копилки декабрь 2 3 4 3 4 «Что мы знаем о деньгах» -Квест-игра «Найди клад» с решением проблемной ситуации «На что потратим деньги» 1 январь Деньги и цена (стоимость) 3 -Беседа «Трудовая денежка – всегда крепка» -Чтение сказки «Трудовые деньги» -Презентация «Познавательный маршрут «Банкомат» -Знакомство с понятием «бартер» -Экспериментирование «Монета, банкнота, пластиковая карта» -Изготовление коллажа «Рубль трудовой, поэтому и дорогой» -Беседа «Деньги разных стран» (запоминаем названия) -Тематический стенд «Какие деньги были, и какими стали» -Познавательно занятие «Семейный бюджет», «Что такое зарплата» -Ярмарка новогодних поделок (установить цену на свой товар) -Беседа «Достоинство монет и купюр» -КГН «Почему нужно мыть всегда руки после денег» -Деловая игра «Юные финансисты» -Игра с родителями «Хоть семи нам еще нет, формируем мы бюджет» 22 3 Что такое реклама? февраль 2 1 2 3 Разнообразие рекламы 4 март Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности 1 -Беседа «Что такое реклама? -Просмотр видеороликов рекламы -Чтение произведения Ш. Перро «Кот в шоколада, детской воды, конфет и др. сапогах» -Дискуссия с детьми «Хорошо-плохо: о рекламе товара» - Чтение произведения Ш. Перро -Моделирование ситуации «Сочиняем «Новое платье короля» рекламу» -Д/и «Прорекламируй свой товар» -просмотр м/ф «Барбоскины и реклама» -Познавательное занятие «Реклама, как -Наблюдения на улице «Где можно она работает» увидеть рекламу» (на магазине, на остановке, на дороге и др.) -Д/и «Прорекламируй свой товар» -Продуктивная деятельность «Нарисуй баннер с рекламой чая» -Продуктивная деятельность «Раскрась -Д/и «Дерево объявлений» рекламный листок» -С/р игра «Рекламное агентство» Д/и «Самая любимая реклама» -Оформление выставки рекламных -Оформление выставки рекламных рисунков плакатов -Ситуационные задачки -Рассматривание иллюстраций «Что -Познавательное занятие «Реклама в такое рекламное агентство» повседневной жизни» - Д/и «Прорекламируй свой товар» -Д/и «Прорекламируй свой товар» -Просмотр видеороликов рекламы -Д/и «Придумай интересное шоколада, детской воды, конфет и др. объявление» -Просмотр презентации «Реклама 23 оздоровительных напитков» 4 3 Мир вещей апрель 2 1 2 3 Закрепление пройденного материала 4 май Полезные экономические навыки и привычки 1 -Совместная творческая деятельность с родителями «Придумай рекламу фруктового сока, его пользы для здоровья» -Беседа «Надо вещи убирать – не придется их искать» -Чтение сказки «Федорино горе» К.Чуковский -Беседа «Мое – чужое – общее» -Экскурсия в библиотеку -Коллективный труд: «Лечим книжку» -Беседа «В здоровом теле – здоровый дух» -Экскурсия на занятия по физкультуре в школу -Сюжетно - ролевая игра «День рождения дома» -Создание плаката «Что мы узнали нового?» -Викторина «Что? Где? Когда?» -Квест-игра на улице «Найди клад по карте» Домашнее задание «Прорекламируй любимую игрушку» -Экспериментирование «Вторая жизнь испорченных вещей» (оформление выставки) -Познавательное занятие «Что будет если…» -Дидактическая игра «Хорошо – плохо -Беседа «В здоровом теле – здоровый дух» -Совместные спортивные состязания с первоклассниками школы -Познавательно занятие «Как домовенок учил Диму экономить» (экономия воды, газа и др.) -Беседа «Как сберечь ресурсы планеты?» -Мероприятие «Умники и умницы» -Продуктивная деятельность «Изготовление кошельков из бумаги» 24 4 -Продуктивная деятельность «Изготовление кошельков из бумаги» -Создание плаката «Что мы узнали нового?» 25 3. Организационный раздел 3.1. Материально – техническое обеспечение реализации Программы Организация работы по экономическому образованию детей дошкольного возраста осуществляться с учетом ФГОС дошкольного образования и представляет собой целостную систему. Одним из условий эффективного формирования экономических знаний у детей дошкольного возраста является педагогический процесс, спроектированный на базе единства цели, содержания форм и методов обучения и основанный на установлении взаимодействия по типу «воспитатель – дошкольник – родитель», при наличии специально созданной предметно-пространственной среды. В соответствии с ФГОС это условие можно реализовать в совместной деятельности взрослых и детей в рамках освоения образовательных областей и режимных моментов, а также в самостоятельной деятельности детей, в условиях созданной педагогами мотивирующей предметно-развивающей среды, позволяющей детям действовать со сверстниками и индивидуально. Для организации воспитательно-образовательного процесса по экономическому воспитанию в ДОУ создаются необходимые педагогические условия. Обогащению впечатлений способствует создание в групповой комнате игровой экономической зоны, способствующей погружению детей в мир экономики, через которую происходит закрепление, уточнение, углубление, систематизация полученных экономических представлений в трудовой, игровой, познавательной деятельности; формируются умения применять их в самостоятельной деятельности. Игровая экономическая зона в групповых комнатах ДОУ содержит: дидактические игры; раздаточный материал (в т.ч. для продуктивной деятельности); иллюстрации, демонстрационные пособия; коллекция монет и купюр разных стран; атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Магазин», «Банк» (кассовый и счетный аппараты, банкомат, муляжи для магазина, чеки, ценники, пластиковые карты, бланки и др.); художественная литература; лэпбуки определенной тематики; рекламные газеты, листки, буклеты, газетные объявления; мебель (детские столы, стулья, мольберт двухсторонний); технические средства (телевизор, DVD-плеер, доска). Именно игровая экономическая зона предоставляет детям возможность действовать самостоятельно, способствует формированию их познавательной и 26 практической активности, создает возможности для привлечения родителей к формированию интереса к экономическому воспитанию и воспитанию личности ребенка способной адаптироваться к многообразному миру экономики. Кроме того, дети, имеющие статус ОВЗ и получающие образование в ДОУ инклюзивно, также могут быть участниками Программы, поскольку при создании материально-технических условий учитываются особенности физического и психофизического развития детей с ОВЗ. 3.2. Режим дня Занятия по реализации программы по экономическому воспитанию дошкольников «Маленькие финансисты» проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 25-30 мин., во второй половине дня. Занятие планируется в игровой форме. Данная Программа составлена с учётом реализации интеграции образовательных областей. Формирование основ экономической грамотности реализуется не только во время занятий, но и закрепляется в процессе повседневной деятельности группы. Например, собираясь с детьми на прогулку, обращается внимание на необходимость выключения света в помещении; выключение воды, после мытья рук и другие моменты, связанные с экономическим воспитанием. Примерная циклограмма проведения занятий по Программе (совместной деятельности педагога с детьми с учетом интеграции образовательных областей) Образовательная среда Мероприятия -Настрой детей на работу, организационные моменты Эмоциональная (приветствие, игры-забавы) -Динамические паузы -Познавательные беседы -Игры, в т.ч. сюжетно-ролевые Познавательно-коммуникативная -Составление рассказов -Квесты -Экскурсии -Рассматривание иллюстраций 27 -Презентации Информационная -Чтение художественной литературы -Обсуждение мультфильмов -Беседы -Рисование -Ручной труд (изготовление чеков, денег и др. материалов для организации сюжетно-ролевых игр) Художественно-эстетическая -Оформление выставок творческих работ -Совместная продуктивная деятельность с родителями -Беседы (ЗОЖ, КГН) Физическая -Подвижные игры -Квесты 3.3. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания Согласно Примерной парциальной образовательной программе дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности, для детей 5-7 лет» для организации и проведения занятий с детьми старшего дошкольного возраста используется следующая рекомендуемая литература: 1. Слободчиков В.И., Короткова Н.А., Нежнов П.Г., Кириллов И.Л. Дошкольное образование как ступень системы общего образования: научная концепция / Под ред. В.И. Слободчикова; М.: Институт развития дошкольного образования РАО, 2005. 28 с. 2. Коменский Я.О. Материнская школа. М.: Книга по требованию, 2012. 104 с. 28 3. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Вита-пресс, 2016. 336 с. 4. Люнфин О.Е. Экономическое воспитание дошкольников // Молодой ученый, 2017. № 8. С. 349–351. 5. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Модель организации образовательного процесса в старших группах детского сада // Дошкольное воспитание, 1995. № 9. 6. Хламова Н.А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 2015). СПб.: Свое издательство, 2015. С. 39–41. 7. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015. 176 с. 8. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. М.: «Вентана-Граф», 2015. 48 с. 9. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005. 256 с. Данная рекомендуемая литература – в электронной форме. 29 30 Приложение 1 Диагностический лист освоения знаний детей в рамках Программы Старшая группа Ф.И. воспитанника 1 2 3 4 5 6 Труд и продукт (товар) Бережно относится к продуктам труда человека, уважительно относится к его труду На начало года На конец года Проявляет желание и стремление быть занятым полезной деятельностью, помогает взрослым На начало года На конец года Знает основные понятия: продукция, рабочее место, торговля, заработная плата На начало года На конец года Деньги и цена (стоимость) Понимает понятие «богатство», «бедность» На начало года На конец года Знает и понимает понятия: «благотворительность», «спонсор» На начало года На конец года Понимает, что деньги являются средством и условием материального благополучия, достатка в жизни людей На начало года На конец года 31 7 8 9 10 11 12 13 14 Знает основные понятия: бюджет, валюта, купюры, доход, расход На начало года На конец года Реклама: правда и ложь, разум и чувства, делания и возможности Развиты способности различать рекламные уловки На начало года На конец года Способен выявить хорошие или плохие качества какого-то знакомого ему товара На начало года На конец года Способен прорекламировать знакомый товар На начало года На конец года Полезные экономические навыки и привычки Понимает, что в каждую вещь вложен труд человека На начало года На конец года Использует вещи только по назначению На начало года На конец года Экономит воду На начало года На конец года Старается поддерживать порядок в своих вещах и игрушках На начало года На конец года 32 Диагностический лист освоения знаний детей в рамках Программы Подготовительная к школе группа Ф.И. воспитанника 1 2 3 4 5 6 Труд и продукт (товар) Участвует в планировании предстоящих покупок На начало года На конец года Понимает значение понятия «уровень жизни» и его показатель На начало года На конец года Проявляет желание и стремление быть занятым полезной деятельностью, помогать взрослым На начало года На конец года Знает основные понятия: рабочее время, товар, предметы труда На начало года На конец года Деньги и цена (стоимость) Умеет планировать свой бюджет На начало года На конец года Знаком с деньгами разных стран На начало года На конец года 33 7 8 9 10 11 12 13 14 Сформировано «разумное финансовое поведение» На начало года На конец года Знает основные понятия: выгодно, не выгодно, обмен На начало года На конец года Реклама: правда и ложь, разум и чувства, делания и возможности Умеет отличать собственные потребности от навязанных рекламой На начало года На конец года Способен определить свои финансовые возможности (прежде чем что-то купить, думает, хватит ли денег на все, что хочется) На начало года На конец года Способен сочинить собственную рекламу товара На начало года На конец года Полезные экономические навыки и привычки Умеет прогнозировать последствия своих решений и действий с вещами и деньгами (если я выброшу, отдам, испорчу, то это мне уже не вернуть) На начало года На конец года Разумно использует материалы для игр и занятий (бумага, пластилин, краски и др.) На начало года На конец года Экономит электроэнергию 34 На начало года На конец года 35 Приложение 2 Перспективный план по взаимодействию с семьей Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май -Анкетирование родителей по теме -Консультация для родителей «Дошкольник и экономика» -Папка – передвижка «Дети и деньги» -Организация благотворительной осенней ярмарки -Консультация для родителей «Из опыта работы по экономическому воспитанию в детском саду» -Папка-передвижка «Экономический словарь» -Консультация «Формирование элементарных экономических знаний через сюжетно-ролевые игры с математическим содержанием» - Папка –передвижка «Советы Маленького финансиста» -Консультация для родителей «Сказка – как средство экономического воспитания дошкольников» -Вечер вопросов и ответов -Творческое задание по изготовлению атрибутов -Рекомендации для родителей по экономическому воспитанию детей в семье -Совместное посещение родителей и детей библиотеки семейного чтения -Деловая игра совместно с детьми «Экономический форум» -Круглый стол для родителей «Экономическое воспитание дошкольников» -Сочинение экономической сказки при помощи моделирования, выставка сказок. 36 Анкета для родителей «Мой ребенок и финансовая грамота» Уважаемые родители! Просим вас уделить анкете немного времени и обвести в кружок Ваш ответ. 1.Нужно ли детям рассказывать о деньгах? - Да - Нет. 2. Нужно ли детей знакомить с экономикой? - Да. - Нет. 3. Как Вы относитесь к желанию детей иметь копилку? - Положительно. - Отрицательно. 4. Должны ли дошкольники иметь карманные деньги? - Да. - Нет. 5.Замечаете ли вы интерес у ребенка к домашней работе? - Да. - Нет. 6. Как ребенок относится к труду? - Охотно принимается за дело. -Неохотно принимается за дело. 7.Имеет ли ребенок постоянные обязанности дома? - Да. - Нет. 8.Участвует ли ребенок в процессе планирования предстоящих покупок? - Да. - Нет. 9. Знают ли дети профессии родителей? - Да. - Нет. 10.Знает ли ребенок на, что тратятся деньги? - Да. - Нет. 11.Рассказываете ли вы ребенку, откуда берутся деньги? - Да. - Нет. Спасибо! 37